Шкала тяжести инсульта Национальных институтов здоровья CША (NIHSS) (National Institutes of Health Stroke Scale – NIHSS)1

Общие правила. При оценке необходимо строго следовать разделам шкалы, регистрируя баллы в каждом из подразделов по очереди. Нельзя возвращаться назад и изменять выставленные ранее оценки. Следуйте инструкциям для каждого из подразделов. Оценка должна отражать то, что на самом деле делает пациент, а не то, что, по мнению исследователя, пациент может делать. Регистрируйте ответы и оценки испытуемого в процессе исследования, работайте быстро. Если это не указано в инструкциях к соответствующему подразделу, не следует тренировать больного и/или добиваться от него лучшего выполнения команды.

Инструкции Оценка по шкале
1a. Уровень бодрствования
Если полноценное исследование невозможно (например, из-за эндотрахеальной трубки, языкового барьера или повреждения оротрахеальной области), оценивается общий уровень ответов и реакций.
Оценка 3 ставится только в тех случаях, когда пациент в коме и не реагирует на болевые раздражители или его реакции носят рефлекторный характер (разгибание конечностей).
0 = Ясное сознание, живо реагирует.
1 = Оглушение и/или сомноленция; можно добиться ответов и выполнения инструкций при минимальной стимуляции.
2 = Глубокое оглушение или сопор, реагирует только на сильные и болевые раздражители, но движения не стереотипны.
3 = Атония, арефлексия и ареактивность или ответы на раздражители состоят из рефлекторных нецеленаправленных движений и/или вегетативных реакций.
1б. Уровень бодрствования: ответы на вопросы
Пациента просят назвать текущий месяц и свой возраст. Ответы должны быть точными, нельзя засчитывать ответ, который близок к правильному. Если пациент не воспринимает вопрос (афазия, значительное снижение уровня бодрствования), ставится оценка
2. Если пациент не может говорить из-за механических препятствий (эндотрахеальная трубка, повреждение челюстно-лицевой области), тяжелой дизартрии или других проблем, не связанных с афазией, ставится оценка 1. Важно, чтобы оценивался только первый ответ и исследователь никак не помогал пациенту.
0 = Правильные ответы на оба вопроса.
1 = Правильный ответ на один вопрос.
2 = Не ответил на оба вопроса.
1в. Уровень бодрствования: выполнение команд
Пациента просят открыть и затем закрыть глаза, сжать и разжать кулак непарализованной руки. Если есть препятствия (например, невозможно использовать руку), замените эту команду другой командой, предусматривающей одноэтапное действие. Если сделана явная попытка, но действие не завершено из-за слабости, результат зачитывается. Если пациент не реагирует на произнесение команды, ему следует продемонстрировать, что от него требуется, и затем оценить результат (повторил оба, одно или ни одного). Оценивается только первая попытка.
0 = Выполнил обе команды.
1 = Выполнил одну команду.
2 = Не выполнил ни одной из команд.
2. Движения глазных яблок
Исследуются только горизонтальные движения. Оцениваются произвольные или рефлекторные (окулоцефалический рефлекс) движения, калорическая стимуляция не проводится. Если отмечается отведение обоих глазных яблок в сторону, но произвольные или рефлекторные движения возможны, ставится оценка 1. Если у пациента нарушена функция одного из глазодвигательных нервов (III, IV или VI), ставится оценка 1. Движения глазных яблок можно оценить у всех пациентов с афазией. У пациентов с травмой глаза, повязками на лице, слепотой и другими нарушениями остроты и/или полей зрения исследуют рефлекторные движения (метод выбирается на усмотрение исследователя). Иногда выявить парез взора помогает установление контакта глазами и движение в сторону от пациента.
0 = Норма.
1 = Частичный парез взора; нарушены движения одного или обоих глаз, но нет тонической девиации глазных яблок и полного паралича взора.
2 = Тоническая девиация глазных яблок или полный паралич взора, который сохраняется при проверке окулоцефалических рефлексов.
3. Поля зрения
Поля зрения (верхние и нижние квадранты) исследуют методом конфронтации, путем подсчета количества пальцев или пугающих резких движений от периферии к центру глаза. Можно давать пациентам соответствующие подсказки, но если они смотрят в направлении движущихся пальцев, это можно расценивать как норму. Если один глаз не видит или отсутствует, исследуется второй. Оценка 1 ставится только в случае выявления четкой асимметрии (включая квадрантанопсию). Если пациент слеп (по любой причине), ставится 3. Здесь же исследуется одновременная стимуляция с обеих сторон, и, если есть гемиигнорирование, ставится 1 и результат используется в разделе 11.
0 = Поля зрения не нарушены.
1 = Частичная гемианопсия.
2 = Полная гемианопсия.
3 = Слепота (включая корковую).
4. Нарушение функции лицевого нерва
Попросить показать десны, поднять брови и зажмурить глаза (можно продемонстрировать с помощью пантомимы).
При нарушении контакта оценивается симметричность гримасы в ответ на болевые раздражители. Все повязки, скрывающие лицо, нужно удалить насколько это возможно.
0 = Нормальные симметричные движения мимических мышц.
1 = Легкий парез мимических мышц (сглажена носо-губная складка, асимметричная улыбка).
2 = Умеренный прозопарез (полный или выраженный парез нижней группы мимических мышц).
3 = Паралич одной или обеих половин лица (отсутствие движений в верхней и нижней части лица).
5. Сила мышц верхних конечностей
Разогнутую руку устанавливают под углом 90° (если пациент сидит) или 45° (если пациент лежит) к телу ладонями книзу и просят пациента удерживать ее в таком положении 10 с. Сначала оценивают непарализованную руку, затем другую. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом), данный раздел помечается UN (от англ. untestable) и приводится объяснение причины.
5а. Левая рука.
5б. Правая рука.
0 = Рука не опускается в течение 10 с.
1 = Рука начинает опускаться до истечения 10 с, но не касается кровати или другой поверхности.
2 = Рука удерживается какое-то время, но в течение 10 с касается горизонтальной поверхности.
3 = Рука сразу падает, но в ней есть движения.
4 = Движения в руке отсутствуют.
UN = исследовать невозможно.
Причина:_________________________________________
6. Сила мышц нижних конечностей
Всегда исследуется в положении лежа. Пациента просят поднять ногу под углом 30° к горизонтальной поверхности и удерживать в таком положении 5 с.
При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Сначала оценивают непарализованную ногу, затем другую.
Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в тазобедренном суставе, перелом), данный раздел помечается UN (от англ. untestable) и приводится объяснение причины.
6а. Левая нога.
6б. Правая нога.
0 = Нога не опускается в течение 5 с.
1 = Нога начинает опускаться до истечения 5 с, но не касается кровати.
2 = Нога удерживается какое-то время, но в течение 5 с касается кровати.
3 = Нога сразу падает, но в ней есть движения.
4 = Движения в ноге отсутствуют.
UN = исследовать невозможно.
Причина:_________________________________________
7. Атаксия в конечностях
Данный раздел предусматривает выявление признаков поражения мозжечка с одной стороны. Исследование проводится с открытыми глазами. Если есть ограничение полей зрения, исследование проводится в той области, где нет нарушений.
С обеих сторон выполняются пальце-носо-пальцевая и коленно-пяточная проба. Баллы начисляются только в том случае, когда выраженность атаксии превосходит выраженность пареза. Если пациент не доступен контакту или парализован, атаксия отсутствует. Если пациент не видит, проводится пальце-носовая проба.
Если тест провести невозможно (конечность отсутствует, анкилоз, перелом), данный раздел помечается UN (от англ. untestable) и приводится объяснение причины.
0 = Атаксии нет.
1 = Атаксия в одной конечности.
2 = Атаксия в двух конечностях.
UN = исследовать невозможно.
Причина:_________________________________________
8. Чувствительность
Исследуется с помощью уколов булавкой (зубочисткой) и прикосновений. При нарушении сознания или афазии оцениваются гримасы, отдергивание конечности. Оцениваются только гипестезия, вызванная инсультом (по гемитипу), поэтому для верификации необходимо сравнивать реакцию на уколы в различных частях тела (предплечья и плечи, бедра, туловище, лицо).
Оценка 2 ставится только в тех случаях, когда грубое снижение чувствительности в одной половине тела не вызывает сомнений, поэтому пациенты с афазией или нарушением сознания на уровне сопора получат 0 или 1.
При двусторонней гемигипестезии, вызванной стволовым инсультом, ставится 2. Пациенты в коме автоматически получают 2.
0 = Норма.
1 = Легкая или умеренная гемигипестезия; на пораженной стороне пациент ощущает уколы как менее острые или как прикосновения.
2 = Тяжелая гемигипестезия или гемианестезия; пациент не ощущает ни уколов, ни прикосновений.
9. Речь
Сведения относительно понимания обращенной речи уже получены в ходе исследования предыдущих разделов. Для изучения речевой продукции пациента просят описать события на картинке, назвать предметы и прочесть отрывок текста (см. приложение). Если исследованию речи мешают проблемы со зрением, попросите пациента назвать предметы, помещаемые ему в руку, повторить фразу и рассказать о каком-либо событии из его жизни. Если установлена эндотрахеальная трубка, пациента следует попросить выполнить задания письменно. Больные в коме автоматически получают 3.
При нарушении сознания оценку определяет исследователь, но 3 ставится только при мутизме и полном игнорировании простых команд.
0 = Норма.
1 = Легкая или умеренная афазия; речь искажена или нарушено понимание, но пациент может высказать свою мысль и понять исследователя.
2 = Тяжелая афазия; возможна лишь фрагментарная коммуникация, понимание речи пациента сильно затруднено, со слов пациента исследователь не может понять, что изображено на картинках.
3 = Мутизм, тотальная афазия; пациент не произносит никаких звуков и совершенно не понимает обращенной речи.
10. Дизартрия
Не нужно говорить пациенту, что именно вы собираетесь оценивать. При нормальной артикуляции пациент говорит внятно, у него не вызывает затруднений произнесение сложных сочетаний звуков, скороговорок.
При тяжелой афазии оценивается произношение отдельных звуков и фрагментов слов, при мутизме ставится 2.
Если тест провести невозможно (интубация, травма лица), данный раздел помечается UN (от англ. untestable) и приводится объяснение причины.
0 = Норма.
1 = Легкая или умеренная дизартрия; некоторые звуки «смазаны», понимание слов вызывает некоторые затруднения.
2 = Грубая дизартрия; слова настолько искажены, что их очень трудно понять (причина не в афазии), или отмечается анартрия/мутизм.
UN = исследовать невозможно.
Причина:_____________________________________
11. Гемиигнорирование (неглект)
Под сенсорным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия на половине тела (обычно левой) при нанесении стимулов одновременно с обеих сторон при отсутствии гемигипестезии. Под визуальным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия объектов в левой половине поля зрения при отсутствии левосторонней гемианопсии.
Как правило, достаточно данных из предыдущих разделов. Если исследовать зрительное гемиигнорирование невозможно ввиду зрительных нарушений, а восприятие болевых раздражителей не нарушено, оценка 0.
Анозогнозия свидетельствует о гемиигнорировании.
Оценка в данном разделе ставится только при наличии гемиишорирования, поэтому заключение «исследовать невозможно» к нему неприменимо.
0 = Норма.
1 = Выявлены признаки гемиигнорирования одного вида раздражителей (зрительных, сенсорных, слуховых).
2 = Выявлены признаки гемиигнорирования более чем одного вида раздражителей; не узнает свою руку или воспринимает лишь половину пространства.

shk1.jpg shk2.jpg
Приложение 1. Иллюстрация для описания больным в ходе обследования,
позаимствованная из оригинальной англоязычной версии NIHSS.
Применима только условно,
до разработки и валидации русскоязычной версии шкалы NIH
с учетом национальных культурологических особенностей
Приложение 2. Иллюстрация для оценки называния предметов,
позаимствованная из оригинальной англоязычной версии NIHSS.
Применима только условно,
до разработки и валидации русскоязычной версии шкалы NIH
с учетом национальных культурологических особенностей

shk3.jpg shk4.jpg
Приложение 3А. Предложения для оценки афазии,
приведенные в оригинальной англоязычной версии NIHSS
Приложение 3Б. Предложения для оценки афазии,
являющие собой перевод предложений, приведенные
в оригинальной англоязычной версии NIHSS.
Применимы только условно,
до разработки и валидации русскоязычной версии шкалы NIH

shk5.jpg shk6.jpg
Приложение 4А. Слова для выявления дизартрии,
приведенные в оригинальной англоязычной версии NIHSS
Приложение 4Б. Предложения для оценки афазии,
являющие собой перевод предложений,
приведенных в оригинальной англоязычной версии NIHSS.
Применимы только условно,
до разработки и валидации русскоязычной версии шкалы NIH

Перевод подготовил Ю.В. Фломин.


1 Перевод шкалы в настоящее время совершенствуется.
Поделиться с друзьями: