Взрослый мозг сможет работать, как детский

сторінки: 21

Известно, что обучение всему новому малышам дается намного легче, чем взрослым. Детям легче учить иностранные языки, осва­ивать новые виды спорта, музыкальную грамоту и др. С возрастом такие способности теряются.

Ученые из детского исследовательского госпиталя Сейнт Джуд (St. Jude Children’s Research Hospital, Мемфис, штат Теннесси, США) поставили задачу выяснить: почему способности к обучению снижаются с возрастом и как этот процесс можно замедлить или даже повернуть вспять. Во время экспериментов на мышах они исследовали аденозин, выработка которого в мозге увеличивается с возрастом. Предположительно высокая концентрация аденозина снижает способность к обучению и запоминанию. В серии экспериментов авторы искусственно снижали у мышей уровень аденозина в слуховом центре таламуса.

Рабочая теория выглядела так: если ингибировать выработку аденозина, количество глутамата не будет уменьшаться, сигналы будут проходить быстрее, и обучаемость с возрастом не снизится. Ученые обнаружили, что после снижения концентрации аденозина взрослые грызуны могли обучаться звуковым сигналам точно так же хорошо, как детеныши. Уровень аденозина снижали разными способами, в т.ч. использовали экспериментальное соединение FR194921, блокирующее аденозиновый рецептор A1.

Подопытные животные слушали музыкальные тона. Мыши с низким уровнем аденозина реагировали на эти тона сильнее. Кроме того, они могли различать очень близкие тона. Обычно у грызунов с возрастом эта способность начинает угнетаться. В проведенном эксперименте эффект отличного восприятия звуковых сигналов сохранялся у мышей несколько недель.

Как сообщил соавтор исследования Станислав Захаренко, сотрудник St. Jude Department of Developmental Neurobiology, нарушение аденозиновой сигнализации в слуховом таламусе способствовало расширению временного окна для слухового обучения у мышей на самый длительный период из известных ранее. Притом это временное окно простиралось далеко за пределы обычного периода восприятия и обучения у мышей.

Все вышесказанное предполагает многообещающую стратегию по расширению того же временного окна у людей – для приобретения языковых знаний или музыкальных способностей путем восстановления пластичности в критических областях мозга, возможно, путем разработки препаратов, которые избирательно блокируют активность аденозина.

Пожалуй, не за горами время, когда для быстрого изучения иностранного языка достаточно будет принять всего пару таблеток и прослушать соответствующий сжатый обучающий курс вместо многочасовых изнурительных занятий и зубрежки. Однако следует помнить, что до клинических испытаний на людях доходит не более 10% новшеств, прошедших удачные доклинические испытания на животных.

По материалам: http://medportal.ru

Поділитися з друзями: