Article types: Clinical studies

Нарушения обмена липидов у женщин и возможности их коррекции высокоочищенными полиненасыщенными жирными кислотами класса Омега-3

Е.А. Прохорович, Е.Ю. Майчук, И.В. Воеводина, Н.Н. Владимирова, Московский государственный медико-стоматологический университет

В развитых странах мира ишемическая болезнь сердца (ИБС) – наиболее частая причина смерти как у мужчин, так и у женщин. Сердечно-сосудистая смертность среди мужчин в последние годы уменьшается, у женщин сохраняется тенденция к ее росту. К примеру, в 1998 году в Германии было зарегистрировано 94,7 тыс. смертей от ИБС среди женщин (225,3 на 100 тыс. человек) и 84,015 тыс. среди мужчин (210,1 на 100 тыс.) [1]. Две трети женщин умирают внезапно, поэтому проблема профилактики и борьба с факторами риска сердечно- сосудистых заболеваний именно у женщин особенно актуальны и важны [3].
Женщины гораздо хуже информированы о факторах риска ИБС и необходимости ее профилактики. Установлено, что четыре из пяти женщин в США не знают о том, что ИБС лидирует среди причин смерти у женщин и связана с нераспознанными факторами риска, в том числе с нарушениями обмена липидов [2]. Отношение к ИБС как преимущественно «мужской болезни» привело к тому, что в клинические исследования включают главным образом мужчин. Внедрение результатов клинических исследований в терапевтическую практику позволило повысить эффективность превентивных мероприятий и достоверно улучшить прогноз среди мужской популяции. Данные, полученные при исследованиях с участием мужчин, не могут быть автоматически перенесены на женщин. Планирование и оценка результатов клинических исследований с учетом половых различий, включение женщин в клинические испытания являются неотложными проблемами сегодняшнего дня.
Большинство исследований связи гиперлипидемии с прогрессированием атеросклероза и риском коронарной смерти проведены с участием мужчин. У женщин увеличение уровня общего холестерина (ОХС), липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) и триглицеридов (ТГ) сочетается с возрастанием кардиоваскулярного риска, но эта связь менее выражена и зависит от возраста. Для женщин более старших возрастных групп эта взаимосвязь ослабевает. В то же время сочетание низкого уровня липопротеидов высокой плотности (ЛПВП) и увеличение ТГ считаются предиктором риска как для молодых, так и для женщин старшего возраста.
Повышение уровня ТГ, особенно в сочетании с низким уровнем ЛПВП, – независимый фактор риска коронарной смертности у женщин [4]. Комбинация низкого уровня ЛПВП и высокого коэффициента ОХС/ЛПВП лучше предсказывала смертность у женщин в Фремингемском исследовании, чем повышенное содержание ЛПНП [5].
В исследовании The Lipid Research Clinics Followup Study показано, что уровень ЛПВП ниже 50 мг/дл имеет большее прогностическое значение для женщин, чем ОХС или ЛПНП [5]. Повышение уровня липопротеидов является независимым фактором риска у женщин независимо от возраста [6].
На состояние липидного профиля у женщин влияют многие факторы, прежде всего гормональные изменения, в частности менопаузальный статус. С менопаузой связаны значительные изменения липидного профиля, такие как повышение уровня ОХС, ЛПНП, ТГ и снижение ЛПВП. В постменопаузе значительно повышается уровень С-реактивного протеина (СРП) – маркера воспаления, находящегося в прямой корреляции с тяжестью ИБС у женщин [7].
Особого внимания заслуживают изменения, возникающие после хирургически вызванной менопаузы, влияние одномоментного выключения яичников на организм значительно отличается от постепенного снижения концентрации половых стероидов в процессе старения. Результаты проспективного когортного исследования Nurses’Health Study свидетельствуют о двукратном повышении риска ИБС у женщин, перенесших тотальную овариэктомию с гистерэктомией, по сравнению с таковым у женщин после естественной менопаузы.
В настоящее время эффекты гиполипидемической терапии у женщин недостаточно изучены. Открытыми остаются вопросы о состоянии липидного обмена и возможности коррекции его нарушений у женщин в репродуктивном и постменопаузальном периодах. С этой целью применяют препараты, содержащие высокоочищенные полиненасыщенные жирные кислоты класса Омега-3 (ПНЖК Омега-3).
В исследованиях по первичной и вторичной профилактике cердечно-сосудистых заболеваний установлено, что прием ПНЖК Омега-3 уменьшает содержание в крови фосфолипидов, ОХС, ЛПНП, активно снижает уровень ТГ, клинические симптомы ИБС, ингибирует окисление модифицированных ЛПНП, предупреждает повреждение эндотелия и тормозит атерогенез [9].
ПНЖК Омега-3 не оказывают тератогенного и эмбриотоксического действия, их применение возможно у женщин различных возрастных групп, в том числе в репродуктивном периоде.

Материалы и методы исследования
Целью нашего исследования было изучение эффективности и безопасности высокоочищенного препарата ПНЖК Омега-3 (витрум® кардио ОМЕГА-3) у женщин молодого и среднего возраста с нарушениями липидного обмена.
В исследование вошли 40 женщин с атерогенными дислипидемиями среднего и низкого коронарного риска в возрасте от 30 до 50 лет (средний возраст – 45,3 ± 7,2 года). Из них 78% женщин страдали умеренной артериальной гипертензией, 35% – стенокардией напряжения II функционального класса, 28% – ожирением II степени. Всех пациенток разделили на две группы: первая – 17 женщин, перенесшие тотальную овариэктомию и не получавшие заместительной гормональной терапии, вторая – 23 женщины с сохраненной менструальной функцией.
В задачи исследования входила оценка уровня липидов и их динамики на фоне приема высокоочищенных ПНЖК Омега-3, уровня СРП как маркера воспаления у женщин среднего и низкого коронарного риска, безопасность терапии высокоочищенными ПНЖК Омега-3.
Все пациентки в течение трех месяцев получали 1-2 капсулы в день витрум® кардио ОМЕГА-3 (Юнифарм, США) на фоне привычной диеты и базовой медикаментозной терапии. С профилактической целью препарат витрум® кардио ОМЕГА-3 назначали по 1 капсуле, с лечебной – по 2 капсулы в день (1 капсула препарата содержит 1000 мг Омега-3 ПНЖК, в том числе 300 мг ЭПК и 200 мг ДГК). Других гиполипидемических средств пациентки не принимали.
Исследование закончили 37 пациенток, 3 отказались от приема препарата в связи с развитием нежелательных явлений.
До и после лечения в обеих группах пациенток исследовали следующие показатели: ОХС, ХС ЛПВП и ЛПНП, ТГ, СРП. Исследование липидного спектра в группе женщин с сохраненной менструальной функцией проводили в фолликулиновую фазу менструального цикла. Всем пациенткам до и после лечения определяли уровень мочевины, креатинина крови, креатинфосфокиназы, аспарагиновой и аланиновой трансаминаз, билирубина крови.

Результаты и их обсуждение
На фоне приема ПНЖК Омега-3 в течение трех недель пациентки отметили улучшение самочувствия: уменьшились частота и выраженность головных болей, улучшилась переносимость физических нагрузок. У пациенток с ожирением было зарегистрировано снижение массы тела на 1,2-2,6 кг.
При включении в исследование у всех женщин были выявлены нарушения липидного обмена, характеризовавшиеся повышением уровня ОХС, ТГ, ЛПНП (таблица). Более значительное повышение уровня ОХС, ТГ и ЛПНП отмечено у женщин с сохраненной менструальной функцией по сравнению с женщинами с хирургической менопаузой. Этот факт, возможно, объясняется большей частотой клинических симптомов кардиоваскулярных заболеваний у пациенток, включенных в эту группу.
После трехмесячного курса лечения положительные изменения показателей липидов выявлены у всех женщин с сохраненной менструальной функцией и у 62% пациенток с хирургическим климаксом. В целом препарат витрум® кардио ОМЕГА-3 был эффективен у 32 из 37 пациенток (86,5%). У женщин первой группы уровень ОХС снизился на 27%, ЛПНП – на 31,65%, ТГ – на 15,4%, уровень ЛПВП достоверно не изменился. У женщин второй группы отмечено менее значительное снижение ЛПНП и ТГ, на 12,3 и 11,9% соответственно. Однако в этой группе исходно были более низкие величины этих фракций липидов. В то же время у пациенток второй группы на 13,1% повысились содержание ЛПВП, уровень СРП – у 20% пациенток. ПНЖК Омега-3 нормализовали исходно повышенный уровень СРП, при этом начальный уровень СРП был выше у женщин с сохраненной менструальной функцией, что также может быть связано с более выраженными клиническими симптомами в этой группе пациенток.
В течение трехмесячного курса терапии у 3 (7,5%) пациенток отмечены нежелательные действия ПНЖК Омега-3: появились неприятные ощущения в эпигастрии, отрыжка и изжога. Они относятся к категории легких, однако пациентки отказались от дальнейшего приема препарата. Нежелательных лекарственных взаимодействий в результате терапии не отмечено. Содержание мочевины, креатинина крови, креатинфосфокиназы, аспарагиновой и аланиновой трансаминаз, билирубина крови оставалось в пределах нормы.

Выводы
У женщин молодого и среднего возраста с факторами риска или клиническими проявлениями ИБС и у пациенток такого же возраста с хирургической менопаузой выявлены нарушения липидного обмена и повышение уровня СРП. При этом у женщин первой группы эти нарушения были более выражены, что, возможно, объясняется большей частотой клинических симптомов кардиоваскулярных заболеваний.
Прием препарата витрум® кардио ОМЕГА-3 по 1-2 капсуле в день в течение трех месяцев сопровождался снижением атерогенных фракций липидов и содержания СРП, повышением уровня ЛПВП.
Таким образом, необходимы дальнейшие исследования, позволяющие более точно оценить состояние липидного обмена, его взаимосвязь с другими метаболическими параметрами у женщин различных возрастных групп. Такие исследования смогут расширить показания для терапии высокоочищенными ПНЖК Омега-3, оптимизировать дозы и режимы терапии.

Литература
1. Jochmann N., Stangl К. et al. Female-specific aspects in the pharmacotherapy of chronic cardiovascular diseases // Eur Heart J. – 2005. – Vol. 26. – P. 1585-1595.
2. WOMEN & HEART DISEASE Editors Nanette Kass Wenger Peter Collins Second Еdition Taylor & Francis Taylor & Francis Group LONDON AND NEWYORK. – 2005. – P. 53-63.
3. Mosca L., Grundy S.M., Judelson D. et al. Guide to preventive cardiology for women. AHA/ACC scientific statement, consensus panel statement // Circulation. – 1999. – Vol. 99. – P. 2480-2484. American Heart Association. Heart disease and stroke statistics-2003 update. Dallas, Tex: American Heart Association; 2002.
4. Manolio T.A., Pearson T.A., Wenger N.K. et al. Cholesterol and heart disease in older persons and women. Review of an NHLBI workshop // Ann Epidemiol. – 1992. – Vol. 2. – P. 161-76.
5. Bass K.M., Newsschaffer C.J., Klag M.J., Bush T.L. Plasma lipoprotein levels as predictors of cardiovascular death in women // Arch Intern Med. – 1993. – Vol. 153. – P. 2209-2216.
6. Hahmann H.W., Schatzer-Klotz D., Bunte T. et al. The significance of high levels of lipoprotein (a) compared with established risk factors in premature coronary artery disease: difference between men and women // Athero-sclerosis. – 1999. – Vol. 144. – P. 221-228.
7. Tataru M.C., Heinrich J., Junker R. et al. C-reactive protein and the severity of atherosclerosis in myocardial infarction patients with stable angina pectoris // Eur Heart J. – 2002. – Vol. 21. – P. 1000-1008.
8. Harris W.S., Dujovne C.A., Zucer M. Effects of low saturated fat, low cholesterol fish oil supplement in hypertriglyceridemic patients: a placebo-controlled trial // Ann Intern Med. – 1988. – Vol. 109. – P. 465-70.

Our journal in
social networks:

Issues Of 2007 Year

Contents Of Issue 6 (11), 2007

  1. О.Н. Лазаренко, П.Л. Шупика

  2. Л.Н. Юрьева, А.А. Дукельский, А.И. Мамчур

  3. В.В. Кузнецов, Д.В. Шульженко

  4. В.А. Визир, И.Н. Волошина, И.А. Мазур и др.

  5. С.А. Лихачев, А.В. Астапенко, Э.К. Сидорович

  6. Г.П. Арутюнов, Т.К. Чернявская, Н.А. Былова и др.

  7. С.И. Бекало

  8. Н.Д. Тронько, И.П. Пастер, В.П. Комиссаренко

  9. Т.С. Мищенко, Е.В. Песоцкая

Contents Of Issue 5 (10), 2007

  1. О.С. Федорченко, В.М. Зелений, Г.П. Демченко

  2. Ю.М. Сіренко, Г.Д. Радченко, М.Д. Стражеска

  3. А.В. Максименко, А.А. Довгалюк, Ю.Л. Кузьменко

  4. А.А. Козелкин, Ю.Н. Нерянова, С.А. Козелкина и др.

  5. Н.Н. Белявский, С.А. Лихачев

  6. Т.С. Мищенко

  7. Ю.И. Головченко, М.А. Трещинская, В.В. Ломако и др.

Contents Of Issue 4 (9), 2007

  1. В.Ю. Мареев, А.Л. Мясникова, Л.И. Ольбинская и др.

  2. М.Н. Долженко, С.В. Поташев, А.И. Фролов и др.

  3. Н.А. Шнайдер, М.М. Петрова, О.И. Еремина

  4. Е.А. Прохорович, Е.Ю. Майчук, И.В. Воеводина и др.

  5. В.Ю. Лишневская, М.С. Папуга, В.А. Ельникова

  6. В.И. Черний, Е.В. Черний, И.И. Зинкович и др.

  7. М.Ю. Милейковский

  8. О.Н. Лазаренко, П.Л. Шупика

  9. Л.В. Кулик

  10. А.И. Фролов, Н.Д. Стражеско

  11. Ю.С. Рудык, Л.Т. Малой

Contents Of Issue 2 (7), 2007

  1. О.Н. Лазаренко, П.Л. Шупика

  2. С.П. Московко, Н.И. Пирогова

  3. В.І. Паньків

  4. А.И. Фролов, Н.Д. Стражеско

  5. М.В. Глебов, А.В. Фонякин, Л.А. Гераскина

  6. А.В. Писарук, Н.Д. Чеботарев

  7. В.М. Зелений

Contents Of Issue 1 (6), 2007

  1. А.И. Фролов, Н.Д. Стражеско

  2. А.В. Фонякин

  3. О.В. Дмитренок

  4. О.Н. Лазаренко

  5. Ю.В. Фломин

  6. Ю.М. Сіренко, С.А. Поліщук, Г.Д. Радченко та ін.

  7. О.В. Пиптюк, С.М. Геник, В.А. Левицький

  8. В.І. Паньків

  9. В.І. Паньків