Article types: Clinical studies

Влияние антигомотоксического препарата ангио-инъель на состояние системы адаптации у детей с сердечными аритмиями

Н.Н. Каладзе, Л.А. Семеренко, Крымский государственный медицинский университет имени С.И. Георгиевского, г. Симферополь

Одним из фундаментальных направлений современной физиологии является теория адаптации. Нормальная адаптация – это защитная реакция здорового организма. В случае чрезвычайной силы воздействий или их большой продолжительности возникает напряжение регуляторных систем, включая симпатоадреналовую систему и корковые механизмы регуляции. Это вызывает мобилизацию защитных механизмов. Перенапряжение процессов регуляции может привести к срыву адаптации с неадекватным изменением уровня функционирования основных систем организма и появлением патологических синдромов и заболеваний. Функционирование в организме единой иммунонейроэндокринной системы позволяет отнести состояние общерегулирующих механизмов к разряду перспективных способов контроля состояния кровообращения, которая, таким образом, может рассматриваться как индикатор адаптационных реакций целостного организма, где показатели сердечного ритма ярко отражают степень напряжения регуляторных систем [2, 3, 7, 9, 12-14].

В структуре сердечно-сосудистых заболеваний у детей ведущее место занимают нарушения ритма сердца (НРС). Они до конца не изучены, и их распространенность в детской популяции растет. Аритмии полиэтиологичны, но у детей чаще, чем у взрослых, имеют функциональный характер (по статистическим данным, 47% выявляемых у детей НРС и до 90% экстрасистолических аритмий являются функциональными). Это касается детей школьного возраста, особенно периода полового созревания, когда большую роль играют экстракардиальные факторы, связанные как с физиологической перестройкой регуляторных систем организма, так и с патологическими изменениями нейровегетативного обеспечения метаболизма и функции миокарда [4, 6, 10].

Исходя из вышесказанного, в рамках поиска новых и безопасных путей профилактики и лечения НРС у детей в терапевтический комплекс целесообразно включать средства, ориентированные на комплексные механизмы адаптации. Этим требованиям, по нашему мнению, отвечает специальный комплексный антигомотоксический препарат ангио-инъель. Ангио-инъель (Angio-Injeel) выпускается в форме раствора для инъекций – 5 ампул по 1,1 мл (Heel, Германия. Регистрационное свидетельство № UA/6658/01/01 от 11.07.07).

Состав: Acidum formicicum (D10, D30, D200), Asclepias tuberosa (D10, D30, D200), Cactus (D10, D30, D200), Castoreum sibiricum (D10, D30, D200), Crataegus (D10, D30, D200), Plumbum jodatum (D10, D30, D200), Glonoinum (D10, D30, D200), Spigelia (D10, D30, D200).

Препарат оказывает ангиопротекторное, антиаритмическое, спазмолитическое, гипотензивное, кардиотрофическое действия. Перечисленные эффекты достигаются вследствие увеличения коронарного кровотока, восстановления сосудистого тонуса, улучшения метаболизма кардиомиоцитов, благотворного влияния на вегетативный статус организма, оптимизации механизмов адаптации к физической нагрузке.

Благодаря многокомпонентности препарата ангио-инъель обеспечивается влияние практически на все звенья патогенеза сердечных аритмий (нарушение энергетического, белкового, жирового и углеводного метаболизма кардиомиоцитов, а также окислительно-восстановительных процессов вследствие расстройства центральной нервной, вегетативной и гуморальной регуляции деятельности сердца, нарушения обмена веществ в миокарде) [11]. Это позволяет уменьшить дозировку и длительность курса лечения аллопатическими препаратами, что, в свою очередь, снизит их токсическое влияние, а также устранить побочные эффекты применявшихся ранее лекарств. Так как в состав антигомотоксического препарата входят потенцированные компоненты (сверхмалые дозы гомотоксинов), в организме происходит индукция собственных защитных и самоисцеляющих механизмов [1, 5, 8].

Целью данной работы является изучение динамики показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) и суточной вариабельности сердечного ритма (ВСР) у детей с различными аритмиями при использовании в комплексе лечения антигомотоксического препарата ангио-инъель.

Материалы и методы исследования

В исследовании принимали участие 68 подростков – 28 мальчиков (41,2%) и 40 девочек (58,8%), средний возраст которых составил 13,1 ± 0,2 года. Из них 48 – с различными НРС. В соответствии с выявленными нарушениями ритма дети были разделены на 3 группы. Группу I составили 29 подростков (60,4%) с экстрасистолией (ЭС), II – 19 детей (39,6%) с синдромом слабости синусового узла (СССУ), III (контрольную) – 20 здоровых детей. Все группы были однородны. Для исследования динамики показателей сердечного ритма в процессе лечения все обследованные групп I и II были подразделены на две подгруппы в зависимости от получаемой терапии – А и В. Пациенты из подгруппы А (группа сравнения, 23 подростка: IA – 12 с ЭС и IIA – 11 с СССУ) получали курс базисной терапии (ноотропные, мембраностабилизирующие и метаболические препараты). Для оптимизации лечения детям подгруппы В (25 подростков: IB – 17 с ЭС и IIB – 8 с СССУ) в терапевтический комплекс был включен антигомотоксический препарат ангио-инъель (внутримышечно по 1,1 мл 1 раз в 3 дня, всего – 10 инъекций).

Методы обследования включали изучение клинико-анамнестических данных, проведение стандартной поверхностной электрокардиограммы (ЭКГ), суточное мониторирование ЭКГ кардиорегистратором Dia Card (АОЗТ «Солвейг», Киев), исследование суточной ВСР с использованием программы «КардиоБиоритм». Статистическую обработку проводили при помощи пакета программ Statistica 6,0.

Для оценки адаптационных механизмов при смене функциональных состояний организма в течение суток мы использовали уровни среднесуточной (срСут), среднедневной (срДн) и средненочной (срНоч) ЧСС. С целью определения адаптивного коридора колебаний ритма сердца у обследованных детей проводили временной анализ ВСР, при котором использовали следующие показатели:
• среднее значение стандартных отклонений интервалов RR за 5-минутные периоды (SDNN, мс) – интегральный показатель ВСР;
• стандартное отклонение усредненных за 5 минут значений интервалов RR (SDANN, мс) – отображает гуморальную регуляцию;
• процент последовательных интервалов, различающихся более чем на 50 мс (pNN50, %) – отражает синусовую аритмию, связанную с дыханием;
• корень квадратный из суммы разностей последовательных RR интервалов (RMSSD) – отражает парасимпатическую активность.

Результаты исследования и их обсуждение

При обследовании подростков с различными НРС (48 человек) до лечения было выявлено повышение уровней срСут, срДн и срНоч ЧСС с различной степенью достоверности у детей с ЭС по сравнению с контрольной группой, а также достоверное (р < 0,05) снижение срНоч ЧСС у детей с СССУ. При анализе ВСР было выявлено достоверное снижение SDANN в группе I и его увеличение в группе II; повышение показателя активности парасимпатических влияний на ритм сердца у детей с СССУ, что свидетельствовало о напряжении обоих отделов вегетативной нервной системы в группе детей с ЭС. Полученные данные свидетельствуют о напряжении адаптационных реакций у детей с сердечными аритмиями.

Также была исследована динамика показателей сердечного ритма в процессе лечения. После проведенной терапии было выявлено достоверное (р < 0,001) уменьшение всех показателей ЧСС в группе детей с ЭС (срСут – 90,79 ± 0,96; срДн – 96,44 ± 0,85; срНоч – 76,03 ± 1,34 уд./мин) и увеличение срНоч ЧСС при СССУ – 65,74 ± 0,87 уд./мин (р < 0,05). При дифференцированном анализе динамики данных показателей в зависимости от комплекса лечения мы получили достоверное (р < 0,05) снижение уровня срСут и срДн ЧСС у детей с ЭС и незначительное повышение срНоч ЧСС у детей с СССУ, получивших базисные препараты. В то же время у подростков с ЭС, в комплекс лечения которых был включен ангио-инъель, было отмечено более выраженное уменьшение всех показателей ЧСС и достоверное (р < 0,05) повышение срНоч ЧСС при СССУ, которые приближались к уровню показателей контрольной группы (табл. 1).

Таким образом, выявленная динамика явилась следствием восстановления вегетативных регуляторных механизмов, наиболее выраженного при использовании комплексного лечения, результатом которого стала сбалансированность основного параметра сердечно-сосудистой системы – частоты сердечного ритма.

Исходя из полученных результатов временного анализа ВСР после лечения (достоверное увеличение SDANN в группах детей с ЭС, наиболее выраженное в группе IВ [1,26 в сравнении с 1,11 в группе IА], а также снижение SDNN, SDANN и RMSSD у детей с СССУ, наиболее выраженное в группе IIВ, где их значения были максимально приближенными к показателям здоровых детей [табл. 2]), отмечено уменьшение симпатических влияний при ЭС и активация исходно сниженного симпатического тонуса при СССУ. Таким образом, отмечалась тенденция восстановления ВСР (увеличение адаптационного коридора сердечного ритма при ЭС и снижение напряжения адаптационно-приспособительных реакций), достоверно наиболее выраженная у детей, получивших комплексное лечение с использованием антигомотоксического препарата ангио-инъель.

Выводы

1. У детей с НРС определяется избыточная активация адаптационных механизмов организма в виде повышенной напряженности вегетативных влияний в обеспечении гомеостаза и гуморально-метаболического канала регуляции сердечной деятельности.

2. Под влиянием антигомотоксического препарата ангио-инъель происходит оптимизация вегетативных механизмов регуляции сердца: повышение исходно сниженной у больных ЭС и понижение изначально повышенной ВСР при СССУ, нормализация показателей ЧСС, уменьшение влияния на сердечный ритм надсегментарных церебральных структур.

Полученные результаты дают возможность обосновать включение в комплекс лечения детей с НРС антигомотоксического препарата ангио-инъель.

Литература

1. Антигомотоксическая терапия распространенных заболеваний у детей: Справочное пособие для врачей / Под ред. С.П. Кривопустова, Б.К. Шамугия. – К.: Книга плюс, 2005. – Ч. 1. – 144 с.
2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. – М.: Медицина, 1979. – 295 с.
3. Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В., Гаврилушкин А.П. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации) // Вестник аритмологии. – 2001. – № 24. –
С. 65-86.
4. Вибрані питання дитячої кардіоревматології: Навч. посібник для студентів вищих навчальних закладів IV рівня акредитації, лікарів-інтернів, дитячих кардіоревматологів, лікарів-педіатрів, лікарів загальної практики-сімейної медицини / Під ред. проф. О.П. Волосовця, В.М. Савво, С.П. Кривопустова. – К., Х., 2006. – 246 с.
5. Дощицин В.Л., Забелин И.В. Осложнения экстренной антиаритмической терапии // Кардиология. – 2004. – № 7. – С. 79-81.
6. Дубовая А.В. Вегетативная регуляция сердца и ее состояние при аритмиях // Таврический медико-биологический вестник. – 2007. – Т. 10, № 2. – С. 100-103.
7. Жарінов О.Й., Сороківський М.С., Черняга-Ройко У.П. Холтерівське моніторування електрокардіограми: еволюція клінічного застосування, діагностичні можливості, показання // Український кардіологічний журнал. – 2004. – №1. – С. 122-131.
8. Комплексные антигомотоксические препараты. – К.: Каскад-Медикал, 2004. – 279 с.
9. Макаров Л.М. Холтеровское мониторирование. – 2-е изд. – М.: Медпрактика, 2003. – 340 с.
10. Мутафьян О.А. Аритмии сердца у детей и подростков (клиника, диагностика и лечение). – СПб.: Невский диалект, 2003. – 224 с.
11. Осколкова М.К., Куприянова О.О. Электрокардиография у детей. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 352 с.
12. Соболев А.В., Созыкина М.А., Рябыкина Г.В. Новый подход к оценке суточной вариабельности ритма сердца у здоровых детей // Педиатрия. – 2005. – № 5. – С. 108-112.
13. Хаспекова Н.Б. Диагностическая информативность мониторирования вариабельности ритма сердца // Вестник аритмологии. – 2003. – № 32. – С. 15-23.
14. Parer W.J., Parer J.T., Holbrook R.H. et al. Validity of mathematical methods of quantitating fetal heart rate variability // Am J Obstet Genecol. – 1985. – Vol. 153. – P. 402-409.

Our journal in
social networks:

Issues Of 2008 Year

Contents Of Issue 7-8 (18-19), 2008

  1. Т.М. Бенца, Е.А. Фогель, П.Л. Шупика

  2. Т.В. Мироненко, С.Г. Перетятько

  3. Л.Б. Новикова, Г.Г. Валитова

  4. Н.Н. Каладзе, Л.А. Семеренко, С.И. Георгиевского

  5. В.И. Черний, А.Н. Колесников, Г.А. Городник и др.

Contents Of Issue 6 (17), 2008

  1. М.Н. Долженко, П.Л. Шупика

  2. В.І. Денисюк, О.В. Ковальчук, О.В. Денисюк та ін.

  3. Н.Д. Чеботарев

  4. Л.М. Ена, В.О. Артеменко

  5. Н.К. Мурашко, П.Л. Шупика

  6. Т.В. Мироненко

Contents Of Issue 5 (16), 2008

  1. А.В. Фонякин, Е.В. Самохвалова, Л.А. Гераскина

  2. И.М. Меллина, Л.Б. Гутман, А.А. Гудыменко

  3. І.П. Катеренчук

  4. В.И. Волков, С.А. Серик, Л.Т. Малой

  5. И.З. Самосюк, Н.И. Самосюк, П.Л. Шупика

  6. В.А. Левченко

Contents Of Issue 4 (15), 2008

  1. С.М. Кузнєцова

  2. А.П. Волосовец, С.П. Кривопустов, Т.С. Мороз и др.

  3. В.К. Тащук, Т.О. Ілащук

  4. В.С. Ткачишин, О.О. Богомольця

  5. В.К. Гаврисюк, Ф.Г. Яновского

  6. А.И. Фролов, Н.В. Пелех, Н.Д. Стражеско и др.

Contents Of Issue 3 (14), 2008

  1. В.К. Тащук

  2. Б.И. Голобородько

  3. В.І. Смоланка

  4. О.Н. Ковалева, Т.Н. Амбросова

  5. В.О. Шумаков, М.Д. Стражеска

  6. А.И. Фролов, Н.В. Пелех, Н.Д. Стражеско и др.

Contents Of Issue 2 (13), 2008

  1. В.І. Паньків

  2. Ю.С. Рудык, Л.Т. Малой, Н.А. Кравченко и др.

  3. В.О. Шумаков, М.Д. Стражеска

  4. В.И. Черний, Т.В. Островая, И.А. Андронова и др.

  5. П.И. Никульников, А.О. Данилец, А.А. Шалимова

Contents Of Issue 1 (12), 2008

  1. В.А. Шульман

  2. Н.К. Рунихина, Б.Я. Барт, О.Н. Ткачева

  3. В.И. Савченко

  4. П.И. Никульников, Г.Г. Влайков, А.А. Гуч и др.

  5. В.О. Шумаков, М.Д. Стражеска

  6. В.К. Гринь, О.И. Столика, В.Б. Костогрыз и др.