Антитромботическая терапия при кардиоэмболическом инсульте
Ишемический инсульт (ИИ) представляет собой клинический синдром острого сосудистого поражения мозга и может являться исходом различных по своему характеру патологических состояний системы кровообращения: сосудов, сердца, крови [1]. Широкое внедрение кардиологических методов диагностики в клиническую ангионеврологическую практику значительно обогатило знания о состоянии сердца у больных с ИИ и способствовало углублению понимания роли сердца в генезе инсульта [2]. На сегодняшний день всестороннее изучение сердечно-сосудистой системы должно быть неотъемлемым элементом стандартного алгоритма диагностики и лечения пациента, так как этим закладываются основы профилактики повторного ИИ [2]. Вместе с тем, существующее этиологическое многообразие сердечных нарушений, ассоциированных с тромбоэмболическими осложнениями, диктует необходимость в упорядочении тактических аспектов антитромботической терапии в рамках вторичной профилактики кардиоэмболических инсультов (КЭИ) [3].
Представленный перечень нарушений – потенциальных причин кардиогенных эмболических инсультов – весьма обширен. Поэтому основу эффективной вторичной профилактики КЭИ составляют взвешенный индивидуальный подход к пациенту, целенаправленное кардиологическое обследование, комплексный анализ клинико-инструментальных данных и знание современных мировых и европейских рекомендаций по профилактике повторного инсульта.
В настоящее время наибольшая доказательная база в отношении медикаментозных методов профилактики КЭИ сложилась по терапии оральными (непрямыми) антикоагулянтами [46]. Лечение непрямыми антикоагулянтами рекомендуется больным, перенесшим КЭИ вследствие ФП (постоянной, пароксизмальной), на фоне ОИМ, при наличии тромбоза левого желудочка, пациентам с митральным пороком сердца независимо от наличия ФП, при неишемической дилатационной кардиомиопатии, при наличии протезированных клапанов. Препаратом выбора является варфарин, высокая терапевтическая активность которого продемонстрирована в многочисленных клинических исследованиях [46]. Важнейшим условием эффективности профилактики эмболических осложнений является достижение необходимого уровня гипокоагуляции, которому соответствует целевой уровень международного нормализованного отношения (MHO) 2,0-3,0. Профилактика повторного инсульта у пациентов с протезированными клапанами сердца также базируется на убедительных доказательствах эффективности антикоагулянтов, полученных в ряде проспективных рандомизированных исследований. Рекомендации, разработанные Европейским обществом кардиологов, диктуют назначение антикоагулянтной терапии и достижение должного уровня MHO в зависимости от типа протезированного клапана [48]. Пациентам с механическими клапанами и ИИ/системной эмболией рекомендуется достижение MHO на уровне 3,0 (2,5-3,5). Пациентам с ИИ и биопротезированными (тканевыми) клапанами сердца и без указаний на какие-либо другие источники эмболии показано назначение варфарина с достижением MHO 2,0-3,0.
Таким образом, подходы к профилактике КЭИ с помощью антитромботической терапии столь же многообразны, как и сами его причины. Диагностика инсульта как кардиоэмболического не должна ограничивать выбор антитромботического средства только антикоагулянтами. Определение индивидуальной тактики антитромботического лечения базируется на верификации конкретной кардиальной причины инсульта, наличии противопоказаний и ограничений к использованию антикоагулянтов с точки зрения возможного риска геморрагических осложнений. Антитромбоцитарная терапия, в том числе комбинированная (клопидогрель и аспирин), может рассматриваться в качестве разумной альтернативы применению оральных антикоагулянтов.
Статья печатается в сокращении.
Впервые опубликована в сборнике «Неотложные состояния в неврологии», Москва, 2009, с. 152-157.