Антигипертензивная терапия у лиц с перенесенным ишемическим инсультом или транзиторными ишемическими атаками
увеличивает риск смерти вследствие инсульта приблизительно в 4 раза по сравнению с САД < 120 мм рт. ст. У пациентов с тяжелой АГ (САД 180-209 мм рт. ст.) риск смерти увеличивается в 10,7 раза, при САД > 210 мм рт. ст. – в 24 раза по сравнению с нормотензивными лицами. Уровень ДАД – тоже важный и независимый фактор риска, однако уровень САД – более значимый предиктор инсульта, чем ДАД (рис. 1, 2). По данным этого исследования, пульсовое давление (разница между уровнем САД и ДАД) также является независимым и существенным фактором риска смерти от инсульта. АГ способствует развитию инсульта вследствие усугубления атеросклеротических процессов в восходящей аорте, артериях шеи и магистральных артериях мозга; атеросклероза и липогиалиноза в мозговых артериях малого диаметра, а также заболеваний сердца, которые сами по себе могут осложняться инсультом. На долю ишемического инсульта (ИИ) приходится
75-80% случаев в структуре всех инсультов. Среди различных типов ИИ лакунарный инсульт и кардиоэмболический инфаркт мозга имеют соответственно наилучший и наихудший прогнозы. Риск повторного инсульта выше в первый месяц после острого инсульта (3-8%), а в течение 5 лет суммарный риск составляет около 25% [4].
которое в 2006 г. рассматривалось в руководстве по вторичной профилактике инсультов Американской ассоциацией сердца (American Heart Association, AHA) и Американской ассоциацией инсультов (American Stroke Association, ASA) как более обоснованное ( R.L. Sacco et al., 2006). В настоящее время транзиторной ишемической атакой принято называть локальное нарушение функции мозга или ретинальную ишемию, которая приводит к кратковременному эпизоду неврологической дисфункции с клинической симптоматикой, длящейся менее 1 часа, и при отсутствии доказательств инфаркта мозга (G.W. Albers, 2002). В 2009 г. эксперты AHA/ASA (J.D. Easton, J.L. Saver, G.W. Albers et al., 2009) предложили более жесткое определение ТИА, в котором они вообще отказались от указания на критерий времени, а обращают внимание только на особенности поражения тканей – преходящая ишемизация без развития инфаркта (J.D. Easton, J.L. Saver , G.W. Albers et al., 2009).
Важность ТИА связана с тем, что риск инсульта в течение 90 дней после ее составляет 10,5%, при этом большая часть инсультов случается на первой неделе после приступа (P.M. Rothwell, 2005, E.L. Thacker, 2010). Относительный риск инсульта в течение 5 лет после ТИА составляет 1,87 (от 1,22 до 2,85) (E.L. Thacker, 2010).
Исследований, посвященных вторичной профилактике инсультов с помощью терапии антагонистами кальция, нет. Однако эти средства доказали свою эффективность в первичной профилактике церебральных осложнений. Так, по данным метаанализа L.H. Opie et al. (2002), включившего 6 клинических исследований с использованием антагонистов кальция, терапия антагонистами кальция приводит к снижению риска развития инсультов на 16%. Системный анализ влияния антигипертензивных препаратов различных классов на риск осложнений был проведен в 2003 г. и включил 29 рандомизированных исследований (162 341 пациент). По данным этого анализа, антагонисты кальция уменьшают риск инсульта на 38% выраженнее по сравнению с плацебо, на 7% – по сравнению с терапией диуретиком или b-блокатором, на 12% – по сравнению с иАПФ [3]. Эффективность антагонистов кальция связана не только с достижением целевого уровня АД, но и со способностью этих препаратов влиять на процессы атеросклеротического поражения сосудов.
Таким образом, антигипертензивная терапия у лиц с перенесенным инсультом способствует существенному снижению риска повторного инсульта. По данным различных исследований, собственно снижение АД до нормальных цифр в первую очередь способствует профилактике повторных инсультов. Степень снижения АД остается дискутабельным вопросом. Однако оптимальным считается его снижение на 10/5 мм рт. ст., а целевое АД, согласно Европейскому обществу гипертензии (пересмотр, 2009 г.), должно составлять < 140/90 мм рт. ст., согласно Американской ассоциации сердца (2006) и Европейского общества инсульта (2008, 2009) – < 120/80 мм рт. ст. Выбор антигипертензивного препарата должен быть индивидуальным, в соответствии с клиническими характеристиками пациента. Церебропротекторная эффективность для вторичной профилактики инсульта и ТИА доказана в основном для иАПФ и антагонистов рецепторов ангиотензина II, часто в комбинации с диуретиком. Однако многоцентровых исследований по этому вопросу немного и, по-видимому, в дальнейшем необходимо изучать способность антигипертензивных препаратов различных групп предотвращать повторный инсульт. Нельзя забывать и о других мерах профилактики – липидснижающей, антитромбоцитарной терапии, нормализации уровня сахара в крови, лечении сопутствующих заболеваний. Изменение образа жизни, а именно диета, богатая фруктами и овощами, а также умеренные физические нагрузки способствуют поддержанию нормального АД и предотвращению инсульта.
