Шкала тяжести инсульта Национальных институтов здоровья CША (NIHSS) (National Institutes of Health Stroke Scale – NIHSS)1
Инструкции | Оценка по шкале |
1a. Уровень бодрствования Если полноценное исследование невозможно (например, из-за эндотрахеальной трубки, языкового барьера или повреждения оротрахеальной области), оценивается общий уровень ответов и реакций. Оценка 3 ставится только в тех случаях, когда пациент в коме и не реагирует на болевые раздражители или его реакции носят рефлекторный характер (разгибание конечностей). |
0 = Ясное сознание, живо реагирует. 1 = Оглушение и/или сомноленция; можно добиться ответов и выполнения инструкций при минимальной стимуляции. 2 = Глубокое оглушение или сопор, реагирует только на сильные и болевые раздражители, но движения не стереотипны. 3 = Атония, арефлексия и ареактивность или ответы на раздражители состоят из рефлекторных нецеленаправленных движений и/или вегетативных реакций. |
1б. Уровень бодрствования: ответы на вопросы Пациента просят назвать текущий месяц и свой возраст. Ответы должны быть точными, нельзя засчитывать ответ, который близок к правильному. Если пациент не воспринимает вопрос (афазия, значительное снижение уровня бодрствования), ставится оценка 2. Если пациент не может говорить из-за механических препятствий (эндотрахеальная трубка, повреждение челюстно-лицевой области), тяжелой дизартрии или других проблем, не связанных с афазией, ставится оценка 1. Важно, чтобы оценивался только первый ответ и исследователь никак не помогал пациенту. |
0 = Правильные ответы на оба вопроса. 1 = Правильный ответ на один вопрос. 2 = Не ответил на оба вопроса. |
1в. Уровень бодрствования: выполнение команд Пациента просят открыть и затем закрыть глаза, сжать и разжать кулак непарализованной руки. Если есть препятствия (например, невозможно использовать руку), замените эту команду другой командой, предусматривающей одноэтапное действие. Если сделана явная попытка, но действие не завершено из-за слабости, результат зачитывается. Если пациент не реагирует на произнесение команды, ему следует продемонстрировать, что от него требуется, и затем оценить результат (повторил оба, одно или ни одного). Оценивается только первая попытка. |
0 = Выполнил обе команды. 1 = Выполнил одну команду. 2 = Не выполнил ни одной из команд. |
2. Движения глазных яблок Исследуются только горизонтальные движения. Оцениваются произвольные или рефлекторные (окулоцефалический рефлекс) движения, калорическая стимуляция не проводится. Если отмечается отведение обоих глазных яблок в сторону, но произвольные или рефлекторные движения возможны, ставится оценка 1. Если у пациента нарушена функция одного из глазодвигательных нервов (III, IV или VI), ставится оценка 1. Движения глазных яблок можно оценить у всех пациентов с афазией. У пациентов с травмой глаза, повязками на лице, слепотой и другими нарушениями остроты и/или полей зрения исследуют рефлекторные движения (метод выбирается на усмотрение исследователя). Иногда выявить парез взора помогает установление контакта глазами и движение в сторону от пациента. |
0 = Норма. 1 = Частичный парез взора; нарушены движения одного или обоих глаз, но нет тонической девиации глазных яблок и полного паралича взора. 2 = Тоническая девиация глазных яблок или полный паралич взора, который сохраняется при проверке окулоцефалических рефлексов. |
3. Поля зрения Поля зрения (верхние и нижние квадранты) исследуют методом конфронтации, путем подсчета количества пальцев или пугающих резких движений от периферии к центру глаза. Можно давать пациентам соответствующие подсказки, но если они смотрят в направлении движущихся пальцев, это можно расценивать как норму. Если один глаз не видит или отсутствует, исследуется второй. Оценка 1 ставится только в случае выявления четкой асимметрии (включая квадрантанопсию). Если пациент слеп (по любой причине), ставится 3. Здесь же исследуется одновременная стимуляция с обеих сторон, и, если есть гемиигнорирование, ставится 1 и результат используется в разделе 11. |
0 = Поля зрения не нарушены. 1 = Частичная гемианопсия. 2 = Полная гемианопсия. 3 = Слепота (включая корковую). |
4. Нарушение функции лицевого нерва Попросить показать десны, поднять брови и зажмурить глаза (можно продемонстрировать с помощью пантомимы). При нарушении контакта оценивается симметричность гримасы в ответ на болевые раздражители. Все повязки, скрывающие лицо, нужно удалить насколько это возможно. |
0 = Нормальные симметричные движения мимических мышц. 1 = Легкий парез мимических мышц (сглажена носо-губная складка, асимметричная улыбка). 2 = Умеренный прозопарез (полный или выраженный парез нижней группы мимических мышц). 3 = Паралич одной или обеих половин лица (отсутствие движений в верхней и нижней части лица). |
5. Сила мышц верхних конечностей Разогнутую руку устанавливают под углом 90° (если пациент сидит) или 45° (если пациент лежит) к телу ладонями книзу и просят пациента удерживать ее в таком положении 10 с. Сначала оценивают непарализованную руку, затем другую. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом), данный раздел помечается UN (от англ. untestable) и приводится объяснение причины. 5а. Левая рука. 5б. Правая рука. |
0 = Рука не опускается в течение 10 с. 1 = Рука начинает опускаться до истечения 10 с, но не касается кровати или другой поверхности. 2 = Рука удерживается какое-то время, но в течение 10 с касается горизонтальной поверхности. 3 = Рука сразу падает, но в ней есть движения. 4 = Движения в руке отсутствуют. UN = исследовать невозможно. Причина:_________________________________________ |
6. Сила мышц нижних конечностей Всегда исследуется в положении лежа. Пациента просят поднять ногу под углом 30° к горизонтальной поверхности и удерживать в таком положении 5 с. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Сначала оценивают непарализованную ногу, затем другую. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в тазобедренном суставе, перелом), данный раздел помечается UN (от англ. untestable) и приводится объяснение причины. 6а. Левая нога. 6б. Правая нога. |
0 = Нога не опускается в течение 5 с. 1 = Нога начинает опускаться до истечения 5 с, но не касается кровати. 2 = Нога удерживается какое-то время, но в течение 5 с касается кровати. 3 = Нога сразу падает, но в ней есть движения. 4 = Движения в ноге отсутствуют. UN = исследовать невозможно. Причина:_________________________________________ |
7. Атаксия в конечностях Данный раздел предусматривает выявление признаков поражения мозжечка с одной стороны. Исследование проводится с открытыми глазами. Если есть ограничение полей зрения, исследование проводится в той области, где нет нарушений. С обеих сторон выполняются пальце-носо-пальцевая и коленно-пяточная проба. Баллы начисляются только в том случае, когда выраженность атаксии превосходит выраженность пареза. Если пациент не доступен контакту или парализован, атаксия отсутствует. Если пациент не видит, проводится пальце-носовая проба. Если тест провести невозможно (конечность отсутствует, анкилоз, перелом), данный раздел помечается UN (от англ. untestable) и приводится объяснение причины. |
0 = Атаксии нет. 1 = Атаксия в одной конечности. 2 = Атаксия в двух конечностях. UN = исследовать невозможно. Причина:_________________________________________ |
8. Чувствительность Исследуется с помощью уколов булавкой (зубочисткой) и прикосновений. При нарушении сознания или афазии оцениваются гримасы, отдергивание конечности. Оцениваются только гипестезия, вызванная инсультом (по гемитипу), поэтому для верификации необходимо сравнивать реакцию на уколы в различных частях тела (предплечья и плечи, бедра, туловище, лицо). Оценка 2 ставится только в тех случаях, когда грубое снижение чувствительности в одной половине тела не вызывает сомнений, поэтому пациенты с афазией или нарушением сознания на уровне сопора получат 0 или 1. При двусторонней гемигипестезии, вызванной стволовым инсультом, ставится 2. Пациенты в коме автоматически получают 2. |
0 = Норма. 1 = Легкая или умеренная гемигипестезия; на пораженной стороне пациент ощущает уколы как менее острые или как прикосновения. 2 = Тяжелая гемигипестезия или гемианестезия; пациент не ощущает ни уколов, ни прикосновений. |
9. Речь Сведения относительно понимания обращенной речи уже получены в ходе исследования предыдущих разделов. Для изучения речевой продукции пациента просят описать события на картинке, назвать предметы и прочесть отрывок текста (см. приложение). Если исследованию речи мешают проблемы со зрением, попросите пациента назвать предметы, помещаемые ему в руку, повторить фразу и рассказать о каком-либо событии из его жизни. Если установлена эндотрахеальная трубка, пациента следует попросить выполнить задания письменно. Больные в коме автоматически получают 3. При нарушении сознания оценку определяет исследователь, но 3 ставится только при мутизме и полном игнорировании простых команд. |
0 = Норма. 1 = Легкая или умеренная афазия; речь искажена или нарушено понимание, но пациент может высказать свою мысль и понять исследователя. 2 = Тяжелая афазия; возможна лишь фрагментарная коммуникация, понимание речи пациента сильно затруднено, со слов пациента исследователь не может понять, что изображено на картинках. 3 = Мутизм, тотальная афазия; пациент не произносит никаких звуков и совершенно не понимает обращенной речи. |
10. Дизартрия Не нужно говорить пациенту, что именно вы собираетесь оценивать. При нормальной артикуляции пациент говорит внятно, у него не вызывает затруднений произнесение сложных сочетаний звуков, скороговорок. При тяжелой афазии оценивается произношение отдельных звуков и фрагментов слов, при мутизме ставится 2. Если тест провести невозможно (интубация, травма лица), данный раздел помечается UN (от англ. untestable) и приводится объяснение причины. |
0 = Норма. 1 = Легкая или умеренная дизартрия; некоторые звуки «смазаны», понимание слов вызывает некоторые затруднения. 2 = Грубая дизартрия; слова настолько искажены, что их очень трудно понять (причина не в афазии), или отмечается анартрия/мутизм. UN = исследовать невозможно. Причина:_____________________________________ |
11. Гемиигнорирование (неглект) Под сенсорным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия на половине тела (обычно левой) при нанесении стимулов одновременно с обеих сторон при отсутствии гемигипестезии. Под визуальным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия объектов в левой половине поля зрения при отсутствии левосторонней гемианопсии. Как правило, достаточно данных из предыдущих разделов. Если исследовать зрительное гемиигнорирование невозможно ввиду зрительных нарушений, а восприятие болевых раздражителей не нарушено, оценка 0. Анозогнозия свидетельствует о гемиигнорировании. Оценка в данном разделе ставится только при наличии гемиишорирования, поэтому заключение «исследовать невозможно» к нему неприменимо. |
0 = Норма. 1 = Выявлены признаки гемиигнорирования одного вида раздражителей (зрительных, сенсорных, слуховых). 2 = Выявлены признаки гемиигнорирования более чем одного вида раздражителей; не узнает свою руку или воспринимает лишь половину пространства. |
Приложение 1. Иллюстрация для описания больным в ходе обследования, позаимствованная из оригинальной англоязычной версии NIHSS. Применима только условно, до разработки и валидации русскоязычной версии шкалы NIH с учетом национальных культурологических особенностей |
Приложение 2. Иллюстрация для оценки называния предметов, позаимствованная из оригинальной англоязычной версии NIHSS. Применима только условно, до разработки и валидации русскоязычной версии шкалы NIH с учетом национальных культурологических особенностей |
Приложение 3А. Предложения для оценки афазии, приведенные в оригинальной англоязычной версии NIHSS |
Приложение 3Б. Предложения для оценки афазии, являющие собой перевод предложений, приведенные в оригинальной англоязычной версии NIHSS. Применимы только условно, до разработки и валидации русскоязычной версии шкалы NIH |
Приложение 4А. Слова для выявления дизартрии, приведенные в оригинальной англоязычной версии NIHSS |
Приложение 4Б. Предложения для оценки афазии, являющие собой перевод предложений, приведенных в оригинальной англоязычной версии NIHSS. Применимы только условно, до разработки и валидации русскоязычной версии шкалы NIH |
1 Перевод шкалы в настоящее время совершенствуется.