Влияние кортексина на артериальную гипертензию у больных с церебральным инсультом

Л.Б. Новикова, Г.Г. Валитова, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что наличие артериальной гипертензии (АГ) повышает риск развития инсульта. На II Российском международном конгрессе «Цереброваскулярная патология и инсульт» в своем докладе директор Федерального государственного учреждения «Российский кардиологический научно-производственный комплекс Росздрава», академик РАМН и РАН Е.И. Чазов акцентировал внимание на АГ: «Сегодня смертность населения у нас на 60-80% превышает европейские показатели. В прошлом году в России умерло 2 млн 303 тыс. человек, из них более миллиона (1 млн 291 тыс., то есть почти 56%) – от сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений: 620 тыс. унесла ишемическая болезнь сердца и 464 тыс. – кровоизлияния в мозг (инсульты). В возникновении этих роковых заболеваний решающую роль играет АГ. В 2001 г. в России была принята национальная программа по борьбе с этим бичом нашего времени». По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (1986), артериальной гипертензией принято называть мультифакториальное, генетически обусловленное заболевание, характеризующееся стойким хроническим повышением систолического (САД) и диастолического артериального давления (ДАД) в результате усиления работы сердца и увеличения периферического сопротивления сосудов.

Среди АГ различают гипертоническую болезнь (ГБ) и симптоматическую гипертензию (СГ). По данным экспертов ВОЗ, 90-95% приходится на ГБ и только 5-10% – на СГ. Гипертонической болезнью принято называть нозологическую форму, в основе которой лежит невроз высших корковых и гипоталамических центров, регулирующих артериальное давление (АД). Наибольшее признание в патогенезе ГБ получила нейрогенная теория Ланга, по которой среди этиологических факторов ГБ ведущее значение имеют психоэмоциональные воздействия, стрессы, вызывающие расстройства высшей нервной деятельности с первичными нарушениями корковых и подкорковых регуляций, приводящими к запуску ренин-ангиотензинового механизма. Метаанализ проведенных многоцентровых исследований показал, что инсульт является более АД-зависимым состоянием, нежели инфаркт миокарда (Ж.Д. Кобалава, 2005; З.А. Суслина, 2006). Таким образом, задача оптимизации лечения пациентов указанных категорий является актуальной. Понятно, что эта проблема может быть решена путем внедрения в практику невролога эффективных современных препаратов. При ишемическом инсульте (ИИ) данные факторы также имеют ведущее влияние, на что мы хотели бы обратить внимание в данном исследовании.

Целью настоящего исследования явилась оценка клинической эффективности и переносимости отечественного препарата кортексин при лечении острого церебрального инсульта пациентов с АД.

Материалы и методы исследования

Исследование проведено в Городском противоинсультном центре г. Уфы на базе Больницы скорой медицинской помощи (БСМП).

Дизайн исследования включал два этапа.

Первый – введение кортексина врачом скорой помощи больному с ИИ на догоспитальном этапе, у постели больного дома, на производстве, на улице и т. п. Дозировка препарата: 10 мг внутримышечно (растворитель – новокаин, физраствор). Критериями включения были: ИИ, время от начала заболевания до поступления больного в стационар не должно превышать 24 часа (желательно первые 3-6 часов), возраст – не более 75 лет. Критерии исключения: кома II-III (наличие витальных нарушений), эпилептический припадок в начале заболевания, беременность, индивидуальная непереносимость препарата, злокачественные новообразования, тяжелая почечная и печеночная недостаточность.

Второй этап осуществлялся при поступлении в клинику Городского противоинсультного центра г. Уфы. После постановки диагноза пациенты были распределены и рандомизированы по группам: первая – получала нейропротекцию кортексином и стандартное лечение (за исключением применения других нейропротекторных препаратов пептидной структуры); вторая (сравнения) – стандартное лечение без кортексина. Все пациенты были сопоставимы по полу, возрасту, периоду заболевания и тяжести состояния. С первого дня пребывания в клинике пациентам первой группы назначали нейропротекторную терапию кортексином по 10 мг внутримышечно два раза в сутки (в утреннее и дневное время) в течение 10 дней.

В обеих группах проводили лечение, направленное на регулирование АД, улучшение кровоснабжения головного мозга и метаболических процессов в нем. У пациентов с АГ регулярно проводили контроль АД и назначали антигипертензивные средства.

Для оценки эффективности применялись стандартные методики и критерии оценки неврологического и клинического статуса больных. АД учитывалось с момента приезда «инсультной» бригады скорой помощи на место происшествия, в приемном покое БСМП и велось ежедневное наблюдение за уровнем АД в нейрососудистом отделении у исследуемых пациентов, а также проводилось суточное мониторирование АД. Неврологическую симптоматику оценивали в баллах по шкале Оргогозо и Международной шкалы инсульта до и после лечения в динамике. Средняя сумма баллов до лечения была приблизительно одинаковой во всех сравниваемых группах. Компьютерная томография (КТ), лабораторные исследования, включая общие анализы крови и мочи, биохимический анализ крови, коагулограмму, были проведены у всех пациентов, ультразвуковая доплерография магистральных сосудов головы и шеи, электроэнцефалограмма головного мозга, электрокардиография, эхокардиография и мониторинг АД – у 73,3%.

Результаты исследования и их обсуждение

Под наблюдением находились 60 больных в остром периоде ИИ, 30 из них – пациенты, получавшие кортексин на фоне стандартной терапии, и 30 – группа сравнения, пациенты которой получали стандартную терапию (24 женщины [40%] и 36 мужчин [60%]) (табл. 1).

Как видно из таблицы, в возрасте 50-59 лет среди больных отмечается преобладание мужчин, эта же тенденция выявилась и в возрасте 70-79 лет. Пенсионеры и инвалиды составили 63,3% пациентов, работающее население – 36,7%.

Большинство больных было госпитализировано в первые сутки заболевания, причем 50% пациентов были доставлены в первые 6 часов от начала заболевания, 96,3% – в первые сутки и только 3,7% – более суток от начала инсульта.

В 73,4% случаев ИИ развился в каротидной системе: 46,6% – в правом каротидном бассейне, 26,6% – в левом, реже – в вертебробазилярном бассейне (ВББ). Повторный инсульт выявился у 20% исследуемых, из них у 13,4% мужчин и 6,6% женщин. Мужчины в два раза чаще поступали с повторным инсультом, что может указывать на недостаточную вторичную профилактику у лиц мужского пола.

Установлено, что у мужчин правая каротидная система более уязвима, чем у женщин (в 2,5 раза, что на 33,3% меньше). По тяжести состояния более тяжелые больные были с поражением в ВББ.

По патогенетическим подтипам ИИ больные были распределены таким образом: 80% (48 человек) – атеротромботический подтип ИИ, 20% – другие патогенетические типы инсульта: 6,6% – гемодинамический, 8,33% – лакунарный, 3,3% – кардиоэмболический и 1,67% – по типу гемореологической микроокклюзии. При рассмотрении данных КТ было определено, что корреляция степени тяжести течения ИИ и категорий встречаемости признаков у исследуемых свидетельствует о том, что совокупность КТ-признаков прямо пропорциональна степени тяжести ИИ (табл. 2).

Анализ факторов риска позволил установить следующее (представлено в порядке убывания): 100% пациентов страдают атеросклерозом сосудов (по данным липидограммы и ультразвукового дуплексного сканирования); 98,3% – ГБ; по 96,7% – переживали стресс, гиподинамию, имели заболевания сердца и сосудов; 93,3% – пренебрегают алиментарными факторами; 91,7% – страдают гиперхолестеринемией; 90% – имеют наследственный характер передачи заболевания; 76,6% – страдают ожирением; 26,7% – курят и 10% – злоупотребляют алкоголем.

Одним из ведущих факторов риска является АГ. Ее степень определялась в соответствии с классификацией ВОЗ (1980) по уровню АД (степени АГ). Показания АД при поступлении у всех пациентов были выше нормы: среднее значение САД – 181,83 ± 31,6 мм рт. ст., ДАД – 103 ± 12,6 мм рт. ст. ГБ I степени наблюдалась у 66,6% пациентов (из них в 2 раза чаще у мужчин, чем у женщин), у 43,3% – более высокие показатели АД (табл. 3).
Заслуживает внимания достоверное преобладание ДАД у мужчин в сравнении с лицами женского пола в группе АГ І степени.

При рассмотрении взаимосвязи локализации инсульта и показателей АД установлено, что наибольшее количество больных было с АД, повышенным до умеренных цифр, причем с локализацией поражения в правом каротидном бассейне – 28 человек (46,6%) и с поражением в ВББ – 18 человек (30%).

При оценке АД в динамике выявлено, что стабилизация давления была более заметна и имела более четкую тенденцию к нормализации показателей в группе кортексина, по сравнению с группой контроля (табл. 4).

Также в неврологическом статусе выявилась положительная динамика, которая была более заметной в группе кортексина (табл. 5).

Из таблицы видно, что неврологическая картина при поступлении в обеих группах была однородная. Через 10 дней в группе стандартного лечения была более значима выраженность неврологического дефицита, чем в группе кортексина. При выписке наблюдался явный регресс общемозговых симптомов почти в 1,5 раза, улучшение речи на 30% по сравнению с контрольной группой, двигательных функций и общего состояния больных. Сопоставление неврологических показателей в сравниваемых группах по шкале Оргогозо и Международной шкале инсульта показало достоверное ускорение регресса неврологических нарушений на фоне лечения кортексином (р < 0,01) по сравнению с группой сравнения.

Вышеприведенные результаты исследований указывают на то, что применение кортексина в терапии АГ при ИИ дает более выраженный эффект стабилизации целевого уровня АД уже на десятый день лечения. К концу курса лечения кортексином у всех обследованных наблюдался значительный регресс неврологического дефицита, а показатели уровней САД и ДАД достоверно опережали по выраженности показатели в группе сравнения (р < 0,05). Положительное действие кортексина проявлялось при разных вариантах течения инсульта. Результаты оценки динамики АД у больных ИИ свидетельствуют о преимущественном влиянии препарата не только на функции центральной нервной системы, но и на состояние гемодинамики головного мозга. Кроме того, отмечена ранняя стабилизация витальных функций и гемодинамики у больных с церебральным инсультом тяжелой степени. Это связано с тем, что кортексин улучшает микроциркуляцию, межнейронную и межполушарную передачу, ускоряет обмен и восполнение дефицита нейромедиаторов, что диктует необходимость назначения данного препарата в комплексной терапии ИИ, включая больных с острой гипертонией.

Таким образом, нейропротекторная терапия больных с ИИ способствует предупреждению гибели нейронов, поддержанию биоэнергетических процессов в головном мозге, мембранопротектированию и сохранению структурной целостности гематоэнцефалического барьера и, тем самым, недопущению развития неврологического дефицита.

Полученные результаты впервые позволили установить положительное влияние кортексина на стабилизацию показателей АД у лиц с цереброваскулярным инсультом.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2008 Рік

Зміст випуску 7-8 (18-19), 2008

  1. В.И. Черний, А.Н. Колесников, Г.А. Городник и др.

  2. Н.Н. Каладзе, Л.А. Семеренко, С.И. Георгиевского

  3. Л.Б. Новикова, Г.Г. Валитова

  4. Т.В. Мироненко, С.Г. Перетятько

  5. Т.М. Бенца, Е.А. Фогель, П.Л. Шупика

Зміст випуску 6 (17), 2008

  1. М.Н. Долженко, П.Л. Шупика

  2. Т.В. Мироненко

  3. Н.К. Мурашко, П.Л. Шупика

  4. Л.М. Ена, В.О. Артеменко

  5. Н.Д. Чеботарев

  6. В.І. Денисюк, О.В. Ковальчук, О.В. Денисюк та ін.

Зміст випуску 5 (16), 2008

  1. І.П. Катеренчук

  2. В.А. Левченко

  3. И.З. Самосюк, Н.И. Самосюк, П.Л. Шупика

  4. В.И. Волков, С.А. Серик, Л.Т. Малой

  5. И.М. Меллина, Л.Б. Гутман, А.А. Гудыменко

  6. А.В. Фонякин, Е.В. Самохвалова, Л.А. Гераскина

Зміст випуску 4 (15), 2008

  1. А.И. Фролов, Н.В. Пелех, Н.Д. Стражеско и др.

  2. В.К. Гаврисюк, Ф.Г. Яновского

  3. В.С. Ткачишин, О.О. Богомольця

  4. С.М. Кузнєцова

  5. А.П. Волосовец, С.П. Кривопустов, Т.С. Мороз и др.

  6. В.К. Тащук, Т.О. Ілащук

Зміст випуску 3 (14), 2008

  1. В.К. Тащук

  2. Б.И. Голобородько

  3. В.І. Смоланка

  4. О.Н. Ковалева, Т.Н. Амбросова

  5. В.О. Шумаков, М.Д. Стражеска

  6. А.И. Фролов, Н.В. Пелех, Н.Д. Стражеско и др.

Зміст випуску 2 (13), 2008

  1. В.І. Паньків

  2. П.И. Никульников, А.О. Данилец, А.А. Шалимова

  3. В.И. Черний, Т.В. Островая, И.А. Андронова и др.

  4. В.О. Шумаков, М.Д. Стражеска

  5. Ю.С. Рудык, Л.Т. Малой, Н.А. Кравченко и др.

Зміст випуску 1 (12), 2008

  1. В.К. Гринь, О.И. Столика, В.Б. Костогрыз и др.

  2. В.О. Шумаков, М.Д. Стражеска

  3. П.И. Никульников, Г.Г. Влайков, А.А. Гуч и др.

  4. В.И. Савченко

  5. Н.К. Рунихина, Б.Я. Барт, О.Н. Ткачева

  6. В.А. Шульман