Рекомендации Американской ассоциации сердца (АНА) и Американской ассоциации инсульта (ASA) по ведению пациентов со спонтанными внутримозговыми кровоизлияниями (2010)
Рекомендации
Для дифференциальной диагностики ИИ и геморрагического инсульта рекомендуется проведение КТ или МРТ в неотложном порядке (1, А).
Полезными методами выявления у пациентов высокого риска увеличения гематомы являются КТангиография и КТ с контрастом (2b, B); КТангиография, КТвенография, КТ и МРТ с контрастом, МРангиография, МРвенография – методы, полезные в диагностике структурной патологии, такой как сосудистые мальформации и опухоли (2а, В).
|
Рекомендации
Пациенты с тяжелыми дефицитами коагуляционных факторов или тяжелой тромбоцитопенией должны получать соответствующую заместительную терапию (1, С)
Пациентам с ВМК, МНО у которых повышен вследствие терапии ПАК, следует отменить варфарин и назначить лечение, в частности витамин К, с тем, чтобы заместить витаминКзависимые факторы и нормализовать МНО (1, С). КПК по сравнению с СЗП не позволяет добиться лучших исходов, однако ассоциирована с меньшим числом осложнений, поэтому целесообразно рассматривать КПК как альтернативу СЗП (2а, В). РФ7А не заменяет все факторы свертывания, и хотя он и снижает МНО, процесс тромбообразования может быть не восстановлен in vivo; поэтому РФ7А рутинно не рекомендуется как единственный препарат для обратного развития эффектов ПАК при ВМК (3, С).
Хотя РФ7А ограничивает рост гематомы у пациентов с ВМК, не имеющих коагулопатии, он повышает риск тромбоэмболии и не оказывает четкого позитивного влияния при использовании среди неотобранных пациентов. По этим причинам препарат не рекомендуется к рутинному применению среди неотобранных пациентов (3, А). Для того чтобы дать рекомендации по применению этого препарата, требуются дальнейшие исследования, направленные на уточнение вопроса о том, каким пациентам он может быть полезен.
Польза переливания тромбоцитарной массы пациентам с ВМК, которые принимали антиагреганты, непонятна и требует дальнейшего изучения (2b, В).
Пациентам с ВМК следует проводить периодическую пневматическую компрессию с тем, чтобы предотвратить венозную тромбоэмболию и сочетать ее с эластическими чулками (1, В).
После того, как задокументировано прекращение кровотечения, на 14й день после развития ВМК, можно думать о назначении низких доз НМГ или нефракционированного гепарина (НФГ) с целью профилактики венозной тромбоэмболии у пациентов, которые мало двигаются (2b, B).
|
Рекомендации
До завершения продолжающихся клинических исследований в отношении вопроса регуляции АД при ВМК врачам следует руководствоваться существующими неполными доказательными данными (2b, C).
Снижение АД до 140 мм рт. ст. пациентам, инициальное АД которых составляет 150220 мм рт. ст., видимо, является безопасным (2a, B).
|
Рекомендации
Первичный мониторинг и лечение пациентов с ВМК должен происходить в ОИТ и проводиться персоналом, который имеет опыт в области нейроинтенсивной терапии (1, В)
|
Рекомендации
Следует мониторировать уровень глюкозы и поддерживать нормогликемию (1, С).
Явные судорожные припадки следует лечить антиконвульсантами (1, А). Проведение постоянного мониторинга ЭЭГ, по всей видимости, рекомендуется пациентам c ВМК, у которых отмечается несоответствие уровня сознания и степени повреждения мозга (2a, B). Пациентам, у которых отмечаются ЭЭГпризнаки судорожных приступов на фоне изменения сознания, следует назначать антиконвульсанты (1, С). Не стоит назначать антиконвульсанты с профилактической целью (3, В).
|
Рекомендации
О проведении мониторинга ВЧД и его коррекции следует думать у пациентов с уровнем сознания 8 баллов по GCS, при наличии симптомов транстенториального вклинения, при наличии массивного вентрикулярного кровоизлияния или гидроцефалии. Резонным представляется поддержание церебрального перфузионного давления в пределах 5070 мм рт. ст. в зависимости от состояния церебральной ауторегуляции (2b, C).
Лечение гидроцефалии посредством дренирования желудочков является резонным методом для пациентов со сниженным уровнем сознания (класс 2a, B)
|
Рекомендации
Несмотря на то что внутрижелудочковое введение rtPA при ВЖК сопровождается действительно низкой частотой осложнений, эффективность и безопасность этого метода остается недостаточно изученной (2b, B).
|
Рекомендации
Для большинства пациентов с ВМК польза хирургии не вполне ясна (2b, C). Специфические исключения приведены ниже.
Пациентам с мозжечковыми кровоизлияниями, неврологическое состояние которых ухудшается, у которых имеется компрессия ствола мозга и/или гидроцефалия вследствие обструкции желудочков, следует как можно быстрее проводить хирургическое удаление гематомы (1, В). Первичное лечение таких пациентов посредством исключительно дренирования желудочков, а не хирургического удаления, не рекомендуется (3, С).
Пациентам, у которых имеются лобарные скопления крови объемом > 30 мл на расстоянии не более 1 см от поверхности коры, может проводиться их удаление посредством стандартной краниотомии (2b, B).
Эффективность минимально инвазивных методов удаления гематом с применением стереотаксической или эндоскопической аспирации с/без применения тромболитика остается не вполне понятной и требует изучения (2b, B).
Несмотря на теоретическую привлекательность, идея о сверхраннем удалении супратенториальных ВМК и связанным с этим улучшением функционального исхода и показателя летальности, не имеет четких подтверждений. Очень ранняя операция может нанести вред ввиду повышенного риска повторного кровотечения (3, В)
|
Рекомендации
Рекомендуется раннее агрессивное лечение всех пациентов с ВМК и отказ от директив по ограничению ухода, по крайней мере, до завершения второго полного дня госпитализации (2a, B). Исключением являются пациенты, у которых директивы по ограничению ухода были приняты ранее. Современные методы прогнозирования у конкретных пациентов в раннем периоде ВМК, видимо, недостаточно объективны ввиду того, что они не учитывают влияние директив по ограничению ухода. Пациентам, в отношении которых применяются такие директивы, должны, тем не менее, получать все необходимое консервативное и хирургическое лечение, кроме случаев, когда существуют недвусмысленные другие показания.
|
Рекомендации
В ситуациях, когда стратификация риска повторного кровоизлияния влияет на другие аспекты лечения, важно учитывать следующие факторы: лобарная локализация первичного ВМК, пожилой возраст, терапия ПАК, носительство аллелей аполипопротеина e2 и e4 и большее число микрокровоизлияний на Т2ВИ МРТ (2a, B).
После перенесенного ВМК, при отсутствии противопоказаний, следует хорошо контролировать АД, что в особенности касается пациентов с кровоизлияниями, локализующимися в типичных для гипертензивной васкулопатии местах (1, А).
После острого периода ВМК резонным целевым показателем АД является < 140/90 мм рт. ст. (или < 130/80 мм рт. ст. при диабете и хронической патологии почек) (2а, В).
Вероятно, после перенесенного лобарного ВМК следует избегать долгосрочной терапии антикоагулянтами для терапии неклапанной фибрилляции предсердий ввиду относительно высокого риска повторного кровоизлияния (2а, В). Можно думать о проведении антикоагуляции при нелобарных кровоизлияниях, а также антиагрегантной терапии при любых вариантах ВМК, в особенности, если имеются четкие показания к применению этих средств (2b, В).
Полезно избегать чрезмерное употребление алкоголя (2а, В). Недостаточно данных, позволяющих обосновать ограничение применения статинов, физической или сексуальной активности (2b, C).
|
Рекомендации
Принимая во внимание сложность и серьезность развивающегося процесса инвалидизации, важным считается проведение мультидисциплинарной реабилитации у всех пациентов, перенесших ВМК (2а, В). По возможности, реабилитационные меры следует начинать как можно раньше и продолжать их во внебольничных условиях в рамках хорошо организованной программы, предполагающей быструю выписку из стационара и продолжение реабилитации в домашних условиях с целью потенцирования восстановления (2а, В).
|