Применение препарата Диалипон® «Фармак» в комплексной терапии у пациентов с острой церебральной недостаточностью

А.М. Харламова, Е.В. Лазарева, Е.Л. Чепига, Г.А. Городник, Донецкое областное клиническое территориальное медицинское объединение
Актуальность темы
Основными причинами, вызывающими острую церебральную недостаточность (ОЦН), является тяжелая черепно-мозговая травма (ЧМТ) и острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК). Это очень распространенная и тяжелая патология, которая сопровождается высокой летальностью и требует незамедлительного проведения комплекса экстренных мероприятий. Проблема лечения больных с ОЦН, находящихся в критическом состоянии, остается одной из наиболее актуальных и сложных в современной интенсивной терапии (ИТ). Это объясняется возрастающей распространенностью такой патологии, высоким процентом инвалидизации и значительной смертностью. Инсульт — одна из основных причин инвалидности взрослого трудоспособного населения, а к работе возвращается не более 10% больных, перенесших инсульт. В настоящее время 1/3 пациентов с инсультом составляют лица трудоспособного возраста. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, инсульт является основной причиной инвалидизации оставшихся в живых пациентов.
Все это обосновывает необходимость поиска новых методов лечения. Современный подход к ИТ предусматривает применение первичной и вторичной церебропротекции. К методам первичной церебропротекции относят стабилизацию гемодинамики, адекватную оксигенацию (искусственная вентиляция легких), адекватную перфузию как головного мозга, так и тканей организма (реперфузия зоны ишемии и обеспечение адекватной перфузии других тканей). К методам вторичной церебропротекции относят препараты, улучшающие энергетический обмен клеток, обладающие метаболическим, трофическим, антиоксидантным и антигипоксантным действием. К таким соединениям относится альфа-липоевая кислота, которая является коэнзимом в процессе окислительного декарбоксилирования альфа-кетокислот и играет важную роль в энергетическом обмене клетки. В амидной форме (липоамид) является эссенциальным кофактором мультиэнзимных комплексов, катализирующих декарбоксилирование альфа-кетокислот в цикле Кребса. Альфа-липоевой кислоте присущи антитоксические и антиоксидантные свойства, она также способна восстанавливать другие антиоксиданты. Альфа-липоевая кислота оказывает влияние на обмен холестерина, принимает участие в регуляции липидного и углеводного обмена, улучшает трофику нейронов вследствие антиоксидантного, дезинтоксикационного и гепатопротекторного действия.
Целью нашего исследования было изучение эффективности препарата Диалипон («Фармак», Украина) в комплексной ИТ больных с ОНМК.

Материалы и методы
Под наблюдением находилось 78 больных в острый период ишемического инсульта в возрасте от 40 до 75 лет. Все пациенты были разделены на две группы. Контрольную группу составили 30 больных в возрасте от 40 до 75 лет (12 женщин, из которых 10 — в возрасте 60–75 лет и 2 — в возрасте 40–59 лет; и 18 мужчин, из которых 15 — в возрасте 40–59 лет и 3 — в возрасте 60–75 лет). Полушарные инсульты перенесли 20 больных, стволовые — 10. ИТ проводилась по протоколу, включающему сосудистые (кавинтон, сермион, трентал), антиагрегантные (аспекард, низкомолекулярные гепарины и др.), противоотечные (диуретики, альбумин), ингибиторы протеолитических ферментов (контрикал, гордокс), нейротрофические (актовегин, церебролизин, цераксон и др.), блокаторы Са2+ каналов, ноотропы (тиоцетам, ноотропил). Пациенты основной группы — 48 больных (22 женщины, из которых 10 — в возрасте 40–59 лет и 12 — в возрасте 60–75 лет; 26 мужчин, из которых 16 — в возрасте 40–59 лет и 8 — в возрасте 60–75 лет). Полушарные инсульты перенесли 28 человек, стволовые — 20. Пациенты основной группы, кроме базовой терапии, получали Диалипон в дозе 600 мг/сут (20 мл Диалипона смешивают с 200–250 мл 0,9% раствора натрия хлорида и вводят в течение 20–30 мин внутривенно капельно, не более 50 мг/мин). Флаконы с инфузионными растворами вводят, прикрывая светозащитными экранами. Курс лечения составляет 2 нед.
Всем больным было проведено клинико-неврологическое обследование, включавшее определение степени нарушения сознания (шкала комы Глазго (ШКГ)), электроэнцефалографию (ЭЭГ), реоэнцефалографию (РЭГ), транскраниальную ультразвуковую допплерографию (ТКУЗДГ), осмотр окулиста до начала применения Диалипона и после, компьютерную томографию (КТ) головного мозга (проводилась 15 больным, у которых неврологический дефицит полностью регрессировал, КТ в динамике не изучалась), мониторинг основных витальных показателей (электрокардиография, частота сердечных сокращений, артериальное давление, температура, функция внешнего дыхания).
Сравнительный анализ проводился до и после лечения.

Результаты и обсуждение
После проведения курса лечения у пациентов обеих групп летальность составила: в контрольной группе — 27%, в основной — 25%. У остальных больных в обеих группах отмечены положительные изменения в неврологическом статусе в виде восстановления сознания у подавляющего большинства больных (40 пациентов), уменьшения мнестических нарушений, увеличения объема оперативной памяти, регресса неврологического дефицита (улучшение двигательной активности, восстановление речевых нарушений, глотания). Больные основной группы (53% пациентов) были переведены в неврологическое отделение со значительным регрессом неврологической симптоматики и восстановлением уровня сознания с дальнейшим переходом на прием Диалипона в таблетках.
У больных основной группы регресс очаговой неврологической симптоматики проходил значительно быстрее, чем в контрольной группе (в среднем в 1,4 раза). У 9 больных, ранее перенесших полушарные инсульты, отмечался полный регресс двигательных симптомов. У 23 больных выявлено хорошее восстановление функций (значительное уменьшение выраженности гемипареза при полушарных инсультах и уменьшение головокружения, регресс бульбарного синдрома при стволовых инсультах), у 7 больных отмечены минимальные улучшения в неврологическом и нейропсихологическом статусах.
У большей части больных (23 пациента) положительный эффект развивался постепенно на 2–4-е сутки на фоне комплексной терапии Диалипоном и выражался в уменьшении спастики, умеренном нарастании силы в пораженных конечностях и в частичном регрессе двигательных и чувствительных расстройств. Положительная динамика обычно нарастала в течение 2 нед и затем устойчиво сохранялась. У пациентов с афатическими нарушениями (12 больных) также наблюдался выраженный регресс афазии.
У 5 больных положительная динамика развивалась в первые сутки: несколько уменьшилась спастика и регрессировали чувствительные нарушения. В течение последующей недели позитивные изменения наблюдались в двигательной и вегетативной сферах, в течение этого же времени уменьшалась выраженность афатических расстройств.
По данным ЭЭГ отмечено уменьшение выраженности изменений биоэлектрической активности мозга, дисфункции стволовых структур, снижение мощности медленноволновой активности. Менее отчетливая положительная динамика прослеживается по данным РЭГ и УЗДГ. По данным КТ головного мозга, положительная динамика в виде уменьшения очага ишемического инсульта отмечалась у всех больных с инсультами в каротидном бассейне (в контрольной группе на основании данных КТ, проведенной в те же сроки, положительная динамика отмечалась лишь у 78% больных).
При применении Диалипона ни у одного больного не наблюдалось нежелательных побочных эффектов, непереносимости или других лекарственных взаимодействий.

Выводы
Таким образом, применение Диалипона в комплексном лечении больных с ОЦН является эффективным, так как ускоряет восстановление при неврологических расстройствах, уменьшает период госпитализации, улучшает качество жизни и снижает летальность.
Применение Диалипона безопасно, он хорошо сочетается с другими методами терапии, не обладает выраженными лекарственными взаимодействиями и может быть рекомендован к включению в протокол базовой терапии лечения ОЦН.

* * *

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2011 Год

Содержание выпуска 8-1, 2011

  1. В.Ю. Калашников, И.З. Бондаренко, А.Б. Кузнецов и др.

  2. И.И. Дедов

  3. О.М. Петруня

  4. П.И. Никульников, А.Н. Быцай, А.А. Шалимова

  5. В.П. Комиссаренко

  6. Т.Е. Морозова, О.А. Вартанова, И.М. Сеченова

  7. Е.Г. Купчинская, Н.Д. Стражеско

Содержание выпуска 7-8 (46-47), 2011

  1. А.В. Фонякин, Л.А. Гераскина, В.А. Шандалин

  2. Т.С. Мищенко

  3. В.А. Визир, А.Е. Березин

  4. Т.В. Мироненко, М.Г. Шамрай

  5. І.М. Горбась, М.Д. Стражеска

Содержание выпуска 5-6 (44-45), 2011

  1. Е.А. Коваль

  2. В.И. Подзолков, А.И. Тарзиманова, И.М. Сеченова

  3. Т.А. Сікорська, О.О. Богомольця

  4. В.В. Косарев, С.А. Бабанов

  5. В.В. Захаров, И.М. Сеченова

  6. Н.В. Пашковська, В.М. Пашковський

Содержание выпуска 4 (43), 2011

  1. Т.Т. Киспаева, Н.И. Пирогова

  2. Н.А. Шостак, А.А. Клименко, Н.А. Демидова и др.

  3. В.І. Денисюк, С.В. Валуєва, А.І. Кланца та ін.

  4. Е.В. Филиппов, С.С. Якушин, И.П. Павлова

  5. А.Л. Аляви, М.Л. Кенжаев, С.Ш. Хаитов и др.

  6. В.А. Визир, А.Е. Березин

Содержание выпуска 3 (42), 2011

  1. А.С. Свінціцький, О.О. Богомольця

  2. А.С. Свінціцький, О.О. Богомольця

  3. Г.А. Игнатенко, И.В. Мухин, Г.С. Такташов и др.

  4. Н.Т. Ватутин, Н.В. Калинкина, Т.Д. Бахтеева и др.

  5. В.П. Панченко, Н.Ф. Туник, В.С. Глухов и др.

  6. В.А. Визир, А.Е. Березин

  7. С.В. Моисеев, И.М. Сеченова

Содержание выпуска 2-1, 2011

  1. В.В. Афанасьев, С.А. Румянцева

  2. К.Г. Кремец, А.П. Ромоданова

  3. Н.Л. Боженко

  4. М.М. Гуйтур, Н.М. Гуйтур, А.А. Макаренкова

  5. И.В. Юров, А.А. Маковецкая, О.Н. Слободчикова и др.

  6. С.М. Стаднік

  7. М.В. Путилина, Е.Н. Донгак, М.А. Солдатов и др.

  8. А.М. Харламова, Е.В. Лазарева, Е.Л. Чепига и др.

  9. В.М. Пашковський

  10. О.В. Ткаченко, І.О. Цьоха, П.Л. Шупика

Содержание выпуска 2 (41), 2011

  1. В.В. Батушкін

  2. В.В. Фомин, М.М. Северова, В.В. Панасюк и др.

  3. А.В. Стародубова, А.А. Копелев, Н.И. Пирогова

  4. Г.А. Игнатенко, И.В. Мухин, Р.Ш. Житкова и др.

  5. Ю.А. Іванів, В.П. Євтух

  6. Н.Т. Ватутин, Н.В. Калинкина, И.А. Перуева и др.

  7. В.Г. Мишалов, В.А. Черняк, А.А. Богомольца

Содержание выпуска 1 (40), 2011

  1. С.В. Борисовская, Н.И. Пирогова

  2. Т.А. Сікорська, О.О. Богомольця

  3. В.К. Тащук, Т.О. Ілащук

  4. С.Н. Терещенко, И.В. Жиров

  5. І.М. Горбась, М.Д. Стражеска

  6. М.Ю. Гиляров, В.А. Сулимов, И.М. Сеченова

  7. А.Н. Беловол, И.И. Князькова

  8. А.Н. Беловол, И.И. Князькова