В исследованиях и метаанализах сообщается о применении катетерной абляции с целью установления синусового ритма (более чем 6900 пациентов). Для популяции пациентов, которым проводят абляцию, характерна симптомная пароксизмальная ФП, не поддающаяся лечению одним или несколькими антиаритмическими препаратами, размеры предсердий в пределах нормы или умеренно увеличены, вентрикулярная функция нормальная или умеренно снижена, и отсутствие тяжелых заболеваний легких. После абляции у большинства пациентов не отмечается эпизодов пароксизмальной, рекуррентной ФП в течение 1 года или дольше.
В мультицентровом рандомизированном исследовании ThermoCool (n = 167) было показано, что проведение радиочастотной катетерной абляции с изоляцией легочной вены пациентам, у которых не было ответа хотя бы на один противоаритмический препарат, приводило к значительному снижению частоты эпизодов рекуррентной ФП, чем терапия еще одним дополнительным антиаритмическим средством. Через 3 мес качество жизни и балльная оценка тяжести симптомов были значительно выше у пациентов, которым провели катетерную абляцию. В обеих группах показатели частоты основных связанных с лечением нежелательных эффектов не отличались. Для того чтобы отобрать 167 участников, был проведен скрининг более 5 тыс. пациентов. Важными критериями исключения были следующие: длительность ФП более 30 дней, ФВЛЖ < 40%, диаметр левого предсердия более 5 см, тяжелая патология легких, недавно перенесенный ИМ, операция коронарного шунтирования, тромбоэмболия, лечение амиодароном или ранее проведенная катетерная абляция. Средний возраст пациентов, которым проводили абляцию, составлял 55,7 года; у них отмечали пароксизмальную, симптомную ФП относительно длительное время — 5,7 года. Все аблятивные вмешательства проводились в крупных центрах опытными специалистами. Хотя первичной конечной точкой во всех центрах считалась электрическая изоляция легочных вен у каждого пациента, которому проводили абляцию, другие аспекты вмешательства не были стандартизированы, включая применение линейных повреждений. Повторная катетерная абляция была произведена у 12,6% пациентов группы абляции. В целом у 34% пациентов, которым провели абляцию, в течение следующих 9 мес наблюдения повторно развилась симптомная ФП; в группе медикаментозного лечения этот показатель составил 84%. В этой высокоспецифичной популяции пациентов, в ситуациях, когда терапия одним противоаритмическим препаратом оказалась неэффективной, последующее лечение антиаритмическими средствами вероятно будет также неудачным; катетерная абляция может быть эффективным методом лечения таких пациентов.
Несмотря на эти достижения, долгосрочная эффективность катетерной абляции в профилактике рецидива ФП требует дальнейшего изучения. Согласно современным данным, большинство пациентов (очень тщательно отобранных) не испытывают эпизодов ФП в течение года после проведения процедуры. Однако ФП может рецидивировать бессимптомно и по этой причине может не распознаваться пациентом или врачом. Не вполне понятно, насколько велик долгосрочный риск рецидива ФП, ведь это состояние может рецидивировать с минимальными симптомами. Эти отличия важны при определении длительности антикоагулянтной терапии у пациентов с факторами риска инсульта, связанными с ФП. Кроме того, на сегодня доступно мало данных о долгосрочных последствиях абляции у пациентов с СН и другой выраженной структурной патологией сердца, отсутствие которых, возможно, не будет столь важным.
Статья печатается в сокращении. Впервые опубликована в журнале Circulation, 2011, 123: 104–123.
Обновление рекомендаций ACC/AHA/HRS по лечению фибрилляции предсердий в 2011 г: ключевые моменты
- В исследовании RACE II изучались подходы к контролю частоты желудочковых сокращений (ЧЖС) (JW Cardiol Mar 15 2010); его целью было показать, что достижение ЧЖС менее 110 уд./мин в состоянии покоя не менее эффективно, чем достижении частоты менее 80 уд./мин. В связи с полученными положительными данными появилась новая рекомендация III класса против строгого контроля частоты.
- В исследовании ACTIVE A принимали участие пациенты, которых рассматривали как неподходящих кандидатов для назначения варфарина (препарат не следовало применять по какимлибо причинам); было показано, что терапия комбинацией аспирин + клопидогрел более эффективна, чем монотерапия аспирином, однако она сопровождается большим риском кровотечения (JW Cardiol Mar 31 2009). В настоящее время такая комбинация может рассматриваться в качестве альтернативы для лечения пациентов, у которых имеются трудности с приемом варфарина (класс IIb).
- Несмотря на то что дронедарон не является мощным антиаритмическим препаратом, его применение может быть целесообразным для снижения частоты рецидивов у пациентов с эпизодами ФП в анамнезе (класс IIа). Его можно назначать амбулаторно, однако он противопоказан пациентам с СН IV класса по NYHA и тем, кто недавно перенес эпизод декомпенсации СН.
- Рекомендации по применению катетерной абляции теперь включают:
- рекомендацию I класса (а не IIа класса, как ранее) о лечении симптомной пароксизмальной ФП, неподдающейся лечению антиаритмическими препаратами, посредством катетерной абляции;
- рекомендацию IIа класса о лечении персистентной симптомной ФП;
- рекомендацию IIb класса о лечении симптомной пароксизмальной ФП у пациентов с дилатацией левого предсердия или дисфункцией ЛЖ.
Mark S. Link, Journal Watch Cardiology, 12 January, 2011.
|
Перевод подготовил К. Кремец.
* ACC — Американская коллегия кардиологов;
AHA — Американская ассоциация сердца;
HRS — Общество по контролю сердечного ритма.